Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

God Ecologii 2017 Logo

 

Мы в Соц. сетях

 

Заказ Газели, Заказ Газели недорого, Заказ газели Москва

История Национального музея Чеченской Республики

7 ноября 1924 г. отделом народного образования Грозного был открыт Окружной музей по истории культуры и религии.

Работа по созданию музея проводилась с помощью местного коллекционера, филателиста Бориса Скалиотти, который и стал первым его заведующим. Он же передал свою коллекцию старинной посуды, оружия и археологических вещей, найденных при случайных раскопках.

В музее экспонировались конфискованные большевиками ружья, пистолеты, пороховницы времен имамата Шамиля, а также предметы старинного вооружения — кольчуги, мечи, копья, секиры, щиты, самострелы, коллекция древнеперсидского вооружения, предметы культа, быта, художественного творчества и  т.д.

В феврале 1925 г. в окружном музее открылся отдел по нумизматике. Для создания нумизматической коллекции были запрошены различные учреждения многих городов Северного Кавказа. В результате появились денежные знаки и боны 1769–1924 гг.

Из Ленинградского отделения Государственного музейного фонда РСФСР в июне 1925 г. были переданы картины Виллевальде, Кившенко, Зантовского, Лагорио, Клоди, Боголюбова, Айвазовского, Дюккера, скульптуры из мрамора и бронзы, вещи из фарфора и бронзы, мебель. Всего 105 экспонатов.

Из московского Госфонда в марте 1926 г. прибыло 14 ящиков, а в них 200 экспонатов: картины Поленова. Маковского, Колчина, Каразина, Лебедева, Бокаловича, мраморные и бронзовые скульптуры, антикварная посуда.

Из 64 музеев, получивших экспонаты из Государственного фонда, Чеченский областной музей приобрел наибольшее их количество. Это позволило открыть при музее художественный отдел.

В марте 1926 г. Чеченский ЦИК передал музею полученную из Тифлиса картину Рубо «Смерть Слепцова», в 1927 г. из Дагестанского музея получили картину Львова «Движение обозов между крепостями Воздвиженской и Грозной». В 1929 г. по просьбе директора музея З. Шерипова из Третьяковской галереи был передан автопортрет П. Захарова.

В 1928 г. из Москвы от филателистической ассоциации были получены медали, коллекция старинных монет.

В это же время проводится большая работа по собиранию краеведческой библиотеки через букинистические и антикварные магазины Тифлиса, Москвы, Ленинграда.

С момента преобразования Чечено-Ингушской области в автономную республику (5 декабря 1936 г.), бывший Чеченский музей стал называться Чечено-Ингушским музеем краеведения.

Экспозиционная площадь Чечено-Ингушского музея несколько увеличилась за счет комнат, занимаемых до 1937 г. научно-исследовательским институтом истории, языка и литературы. К этому времени была проведена и реконструкция здания музея. К 1940 г. музей имел 4 отдела:

1.Природы (фауна, флора, полезные ископаемые).

2.Отдел истории с разделами: а) история завоевания Кавказа; б) абречество; в) социально-экономический быт бедняков и богачей Чечено-Ингушетии; г) революционное движение 1905 г. в Грозном; д) Февральская революция 1917 г.

3. Отдел социалистического строительства с разделами: а) гражданская война; б) сельское хозяйство; г) культурное строительство.

4.Художественный.

В штате музея числилось десять человек, в том числе три научных работника.

В 1940 г. при музее появляется первый филиал – вначале в с. Даттыхе, а затем его перевели в с. Мужичи. Этот мемориальный музей был посвящен жизни и деятельности Чрезвычайного комиссара Юга России Г. К. Орджоникидзе и революционной борьбе в годы гражданской войны.

Дальнейшее развитие музея прервала Великая Отечественная война. С началом войны музей перестроил свою экспозицию. Акцент был сделан на патриотическое воспитание посетителей.

Была подготовлена выставка «Героическое прошлое нашей Родины», создан новый отдел, посвященный Великой Отечественной войне, начался сбор экспонатов для него.

Художники музея выпускали «Окно ТАСС». Сначала «Окно ТАСС» находилось у входа в музей, затем по решению Союза художников витрина с карикатурами немцев стали вывешивать у входа в сквер им. М. Ю. Лермонтова. Здесь для посетителей проводили экскурсии, читали лекции, показывали патриотические фильмы.

Вплоть до середины 1950-х гг. музей существовал как Грозненский областной музей краеведения.

В 1957 г., после восстановления ЧИАССР, в музее совершенствовались экспозиции, отражавшие успехи трудящихся республики в области экономики, образования и культуры, тем самым способствовавшие реализации его просветительской, воспитательной и пропагандистской деятельности.

К 1975 году музей имел три филиала: мемориальный музей Г. К. Орджоникидзе в с. Мужичи и два историко-архитектурных музея-заповедника –Джераховский и Аргунский.

В 1961 г. был создан  Чечено-Ингушский республиканский музей изобразительных искусств. В 1973 году ему было присвоено имя академика живописи Петра Захаровича Захарова. Крупные московские и ленинградские музеи выделили из своих запасников партию произведений искусства, основная тематика которых была связана с Кавказом.   Эрмитаж выделил из запасников работы фламандских и голландских мастеров XVII-XVIII вв.

Главным экспонатом музея была картина известного русского художника-баталиста XIX века Франца Рубо  «Пленение Шамиля» 1886 г.

До начала военных действий на территории Чеченской Республики в 1994 году Чеченский республиканский музей изобразительных искусств им. Академика П. З. Захарова имел в своих фондах около 3,5 тыс. ед. хранения: 950 произведений живописи, 1200 графических работ, 170 скульптурных произведений, более 100 произведений декоративно-прикладного искусства.

К 1990-м годам Чеченский государственный объединенный музей был одним из крупнейших на Северном Кавказе и насчитывал в своих фондах около 230 тысяч единиц хранения,

По распоряжению Управления делами ЦК КПСС о передаче прежнего обкомовского здания Чеченскому государственному объединенному музею сначала в 1992 г. Чеченский государственный объединенный музей, а затем в мае — июне 1994 г. и Чеченский республиканский музей изобразительных искусств им. Академика П. З. Захарова разместились в здании бывшего Чечено-Ингушского обкома КПСС (бывший Азово-Донской банк), в котором музеи приобрели хорошую материально-техническую базу.

Книжный фонд музея составлял около 3 тыс. ед. хр. В фонде имелись редкие книги и издания ХIХ – нач. ХХ в., научная литература разного профиля, подшивки газет, издававшихся с 20 гг. ХХ в.

В музее экспонировались уникальные образцы холодного и огнестрельного оружия ХVIII-ХIХ вв. с декоративной отделкой, в том числе, кинжал Хаджи-Мурата, ружье и кинжал Зелимхана, штандарт и шашка Шамиля, награды и знаки отличия имамата Шамиля, рукописи известного чеченского богослова Автахаджи, денежные знаки и матрицы для печатания бумажных денег эмирата Узун-хаджи, денежные знаки Терской области, ритуальная курильница – водолей «Эрзи», произведения известных российских и западноевропейских художников ХVIII-ХIХ вв., предметы интерьера дома Тапы Чермоева — известного чеченского нефтепромышленника, Председателя правительства Горской Республики, мемориальные вещи всемирно известного танцовщика Махмуда Эсамбаева, коллекция чеченских истангов – орнаментированных войлочных ковров ХIХ — начала ХХ в., и многое другое.

Большую ценность представляла археологическая, нумизматическая, естественнонаучная коллекции, богатая научная библиотека с фондом редких книг.

В музее хранилось множество образцов ювелирного искусства народов Северного Кавказа.

Военные действия, имевшие место на территории республики в 1994–1996 и 1999–2000 гг. повлекли за собой губительные последствия для музейной сети и музейного дела в целом. Ущерб, нанесенный войной историко-культурному наследию, и бесконтрольная торговля культурными ценностями стали национальным бедствием. Практически полностью была уничтожена материально-техническая база государственных музеев. Стерто с лица земли здание Национального музея ЧР, являвшееся памятником истории (здание бывшего коммерческого Азово-Донского банка конца ХIХ в.). Уничтожен Историко-мемориальный музей А. Шерипова. До 90% предметов музейного фонда было утрачено.

В октябре 1996 г. в связи с возникшей необходимостью консолидации сохранившихся музейных фондов и проведения единой музейной политики в республике, Чеченский государственный объединенный музей и Чеченский республиканский музей изобразительного искусства им. академика П. Захарова были объединены в  единый Национальный музей Чеченской Республики (НМ ЧР).

По окончании активной фазы военных действий началось восстановление  Национального музея  Чеченской Республики.

Первоначально была восстановлена организационная структура музейной сети республики, которая состояла из Головного музея (около 20 тыс. ед. хранения) и филиалов: Литературно-этнографического музея Л. Н. Толстого в ст. Старогладовской Шелковского района (1145 ед. хр.), Литературно-мемориального музея А. Мамакаева в с. Лаха-Невре Надтеречного района (около 5 тысяч ед.хр.), Махкетинский краеведческий музей в  с. Махкеты Веденского района (477 ед. хр.).

В результате сотрудничества Министерства культуры ЧР, Третьяковской галереи и Национального музея ЧР в 2004 г.  в Грозном проведены две выставки с участием генерального директора Третьяковской галереи В. А. Родионовым. Впервые в истории музейного дела республики в Грозном провел свое выездное заседание по гранту ЮНЕСКО Российский комитет Международного совета музеев (ИКОМ РФ) во главе с его президентом В. Б. Ремизовым и с участием ответственного секретаря Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО при Министерстве иностранных дел РФ Г. Э. Орджоникидзе. Делегация ИКОМ РФ изучила состояние музейной сети республики и взяла на себя обязательство по обеспечению Национального музея ЧР оборудованием, необходимым для открытия и функционирования сайта в Интернете «Национальный музей ЧР» с целью выхода в мировое информационное, культурное пространство, просил Российский комитет Международного совета музеев ходатайствовать перед европейским отделением ЮНЕСКО об обращении к музеям мира с просьбой о выделении на восстановление Национального музея ЧР денежных средств, вырученных от однодневного посещения их гражданами. 

К 2007 г. отделы Национального музея практически были укомплектованы профильными специалистами. Из них трое имели степень доктора исторических наук, один доктор искусств, четыре кандидата исторических наук.

19 мая 2008 г. президент Чеченской Республики Р. А. Кадыров посетил Национальный музей, ознакомился с его экспозициями.

На средства из Президентского фонда в начале 2009 г. было заново отстроено основное здание Литературно-этнографического музея Л. Н. Толстого, отреставрированы имевшиеся и построены новые этнографические типологические постройки. В этом же году завершились ремонтно-реставрационные работы в старинном доме-особняке Литературного музея М. Ю. Лермонтова. Торжественное открытие музеев было приурочено к 85-й годовщине Национального музея ЧР в декабре 2009 г.

Злободневным является вопрос создания новых экспозиций, отвечающих современным требованиям к архитектурно-художественному, дизайнерскому и техническому решению.

Важным событием в культурной жизни Чеченской Республики явилось торжественное открытие нового здания Национального музея ЧР 5 октября 2012 г.

В открытии нового здания музея принял участие Глава Чеченской Республики А. Р. Кадыров, гости из разных субъектов Российской Федерации: Москвы, Санкт-Петербурга, Ярославля и других городов, представители творческой и научной интеллигенции, политические и общественные деятели.

В новых музейных площадях развернуты стационарные тематические экспозиции:

- История Чечни в зеркале археологии;

- Кавказская туземная дивизия в период 1-й мировой войны;

- Вклад трудящихся Чечено-Ингушетии в победу советского народа в

 Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.;

- История Чеченской Республики в фалеристике;

- Этнография народа Чеченской Республики;

- Русское и западноевропейское изобразительное искусство 18 – начала 20 века;

- Изобразительное и декоративно-прикладное искусство Чеченской Республики;

- Персональная выставка Заслуженного художника РФ С. Бицираева.

В производстве находятся экспозиции «Фауна Чеченской   Республики», «Грозный: история и современность».

В соответствии с музейной спецификой  научно-исследовательская работа музея направлена на исследование материальных свидетельств по различным  разрабатываемым темам, находящимся на стыке профильных научных дисциплин и музееведения. Научно-исследовательская работа Национального музея ЧР и его филиалов в последнее время актуализируется необходимостью изучения событий последних лет, собиранию материалов и формированию коллекций по современности.

Музей имеет следующую структуру научных творческих отделов:

Отдел древней истории и археологии Чечни

Отдел средневековой и новой истории Чечни

Отдел новейшей истории Чеченской Республики

Отдел культуры и этнографии народа Чеченской Республики

Отдел изобразительного искусства

Отдел природы и экологии Чеченской Республики

Художественно-оформительский отдел.

Научные сотрудники отделов  Национального музея ЧР работают над   исследовательскими темами: «Карта археологических памятников Чеченской Республики», «Материальная культура Чечни в IV-XII вв.», Чечня в кавказской политике России в конце XVIII-  первой четверти XIX в.;  «История горных селений Чечни»; «Чеченские женщины в Кавказской войне (в документах, предметах исторической и культурной значимости)»; «Материальная культура чеченцев в золотоордынский период (XIII-XV вв.)»; «Погребальные памятники позднего средневековья по материалам НМ ЧР»; «Великая Отечественная война и вклад чеченского народа в победу над фашизмом»; «Герои современных войн (в документах, фотоматериалах)»;  «Спортивная слава Чечни»; «Природно-климатические условия ЧР»; Изучение творчества русских и зарубежных художников ХVIII-ХIХ вв.; «Общественные и политические деятели Чечни начала ХХ в. (в документах, фотоматериалах, мемориальных предметах)», «Чеченцы-защитники Брестской крепости» и т. д.

В музее проводятся исследования в области истории, этнографии, культуры, естествознания, искусства. Разрабатываются тематико-экспозиционные планы (ТЭП), готовятся лекции, разрабатываются экскурсии и музейные уроки.

Проводится работа со студентами — практикантами. Ежегодно в музее проходят музейную и музейно-ознакомительную практику студенты высших учебных заведений: ЧГУ – исторического факультета, обучающиеся по специальностям «История», «Регионоведение», «Музейное дело и охрана памятников»; географического факультета, обучающиеся по специальности «Социально-культурный сервис и туризм» и ЧГПУ  –  факультета «истории и права».

Ведется экспертная работа, оказываются научные консультации учреждениям и частным лицам.

В соответствии с музейной спецификой научно-исследовательская работа музея направлена на исследование материальных свидетельств по различным разрабатываемым темам, находящимся на стыке профильных научных дисциплин и музееведения.

Проводится плановая работа по научному описанию предметов фонда (составление инвентарных карточек, фотофиксация предметов фонда, перевод и хранение учетных данных музейного фонда на электронных носителях).

Расширилась научная деятельность Национального музея ЧР, что нашло отражение в проведении конференций, семинаров, участии музейных работников в научной жизни Республики и за ее пределами, а так же издательской деятельности.

В 2014 г. вышла монография В.А. Асталова и И.С. Хамурзаева «Музейная сеть Чеченской Республики в конце ХХ — начале ХХI века». В 2015 г. опубликована монография Т.У. Эльбуздукаевой «Политические репрессии на территории Чечни и Ингушетии в 1920–1930 годы».

Заместитель генерального директора по научной работе Т.У. Эльбуздукаева защитила докторскую диссертацию по теме: «Cоциально -экономическое, политическое и культурное развитие Чечни и  Ингушетии  в 20-30-е годы ХХ века» в специализированном диссертационном совете Южного федерального университета г. Ростова-на-Дону (утверждена ВАКом в 2014 г.).

Старший научный сотрудник отдела «Новейшая история Чечни» И.С. Хамурзаев успешно защитил кандидатскую диссертацию по теме: «Музейная сеть Чеченской Республики в конце ХХ — начале ХХI века: состояние и перспективы развития» в Диссертационном совете по защите докторских и кандидатских диссертаций при ФГБОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный университет им. К. Л. Хетагурова» (23 июня 2014 г.).

Научные сотрудники НМ ЧР принимали участие в научно-практических конференциях. Так, к 90-летию Национального музея ЧР совместно с Академией наук ЧР была проведена Всероссийская  научно-практическая конференция «Музей  в современном обществе» (7–9 ноября 2014 г.).

В 2015 г. научные сотрудники музея приняли участие в работе Всероссийской научной конференции «Вклад народов Чечено-Ингушетии в Победу в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. (Третьи Кадыровские чтения); Межрегиональной научно-практической конференции «Фелицинские чтения – ХVII» «Человек. Война. Память. К 70-летию Победы Советского Союза в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.  в г. Краснодаре.

Развивая преимущественно культурно — образовательное и культурно-развлекательное направление деятельности, Национальный музей Чеченской Республики в новых условиях сохранил за собой статус научно-исследовательского и научно-просветительского учреждения.

Он также выступает как научно-методический центр для музейных организаций республики.

Проводится работа по информационному обеспечению сайта НМ ЧР, по привлечению внимания к деятельности музея СМИ.

С целью пополнения фондов в НМ ЧР систематически проводится работа с населением (газеты, радио, ТВ) и отдельными гражданами (личные беседы). Выявляются предметы необходимые музею, которые приобретаются или фотографируются для научного оборота, в том числе и предметы с ювелирной отделкой работы мастеров — чеченцев.

За послевоенные годы музейные фонды увеличились более чем на 4 тысячи единиц. Есть среди них значимые приобретения. Среди них шашка, принадлежавшая известному государственному и политическому деятелю, участнику 1-й мировой войны в составе «Дикой дивизии», сотнику императорского конвоя Николая II, Абдул-Межиду (Тапе) Чермоеву.

Шашку изготовил и подарил в 1917 г. Чермоеву известный чеченский мастер – клиночник Баширов из села Старые Атаги.

В 2002 г. она была подарена Национальному музею осетинским бизнесменом из Владикавказа Асланом Гуриевым.

Ценный подарок был сделан музею этнографом — исследователем И. Асхабовым. Он подарил кинжал и саблю, по легенде принадлежавшую народному чеченскому герою Бейбулату Таймиеву. Кинжал изготовил в 1901 г. известный чеченский мастер - клиночник из Дойкур-аула Чилла Муртазалиев. Сабля была изготовлена в Тифлисе в конце ХVII — начале ХVIII в. На ней арабской вязью высечено «Нет такого героя, как Али, и нет такой сабли, как Зульфакар».

Значительным событием 2011 г. явилось возвращение в республику и передача в музейный фонд средневековых боевых доспехов чеченского воина, вывезенных из республики военнослужащими федеральных погранвойск и преданных в Ставропольский краеведческий музей им. Г.Н. Прозрителева и Г. К. Праве в начале 2000-х гг.

По утверждению военных доспехи были обнаружены при производстве земляных работ в захоронении близ с. Тусхарой. Эти доспехи, удалось вернуть в республику в Национальный музей ЧР после почти 3-х — летних переговоров, в которых участвовали Министерство культуры ЧР, Департамент по охране и использованию культурного наследия Министерства культуры ЧР, Министерство культуры РФ и Национальный музей ЧР.

Одно из основных направлений деятельности Национального музея ЧР – комплектование музейных фондов. За поствоенный период музейные фонды увеличились на более 4 тыс. ед. хранения.  На конец 2015 г.  фонды  Головного музея  НМ ЧР насчитывали  33 285  ед. основного фонда (ОС) и 2 171 ед. научно-вспомогательного (НВ).

Продолжая традиционные виды деятельности, музеи Чеченской Республики наполняют их новым содержанием, расширяя диапазон принципов и методов музейной работы и освоения смежных культурных пространств (интернет, видео, образовательные учреждения и т. д.).

Работа с молодежью республики в    контексте «Единой Концепции духовно-нравственного воспитания и развития подрастающего поколения Чеченской Республики», утвержденной Главой ЧР Р. А. Кадыровым;

Работа с образовательными учреждениями республики по привлечению широкой молодежной аудитории в музей;

Работа по программе Министерства образования ЧР «Музей и школа».

Работа в рамках борьбы с терроризмом, экстремизмом и наркоманией.

Сотрудники музея  практикуют   разнообразные формы и методы работы   -  экскурсии; лекции с компьютерной презентацией; музейные уроки и викторины; выставки и фотовыставки; олимпиады для учащихся школ и студентов; круглые столы;  ретроспективные показы фильмов; встречи с  известными людьми (артистами, писателями, учеными, депутатами, ветеранами и их потомками), и т. д.

Обширная тематика лекций и экскурсий по истории и культуре чеченского народа соответствует запросам посетителей, учитывают их возрастные особенности и социальные категории.

Одной из основных методик музейной коммуникации, способствующей трансляции национально-государственной идеи, является музейная педагогика, способствующая гуманизации образования посредством использования как традиционных, так и новых     педагогических технологий. Музейно-педагогические программы решают образовательные задачи музейными средствами, являются одним из путей изменения образовательной парадигмы.

Музейные уроки охватывают разные периоды и стороны жизни чеченского народа. Они имеют высокую информативность, способствующую расширению знаний учащихся по истории родного края, знакомят с особенностью различных исторических эпох, демонстрируют разнообразные аспекты быта, традиций и обычаев наших предков.

Тематика музейных уроков разнообразна: «Чеченский национальный костюм и его особенности», «Народные промыслы чеченцев в ХIХ-ХХ вв.», «Боевые награды времен Великой Отечественной войны», «Жизнь и творчество академика живописи П. З. Захарова», «Мужские чеченские головные уборы», «Женские головные уборы и обувь», «Национальная  кухня чеченцев», «Основные центры производства оружия на территории Чечни», «Чеченский нефтепромышленник и общественный деятель Тапа Чермоев», «Выдающиеся писатели и поэты, посетившие Чечню в ХIХ», «Литографические камни и денежные знаки, имевшие хождение на территории Чечни  в начале ХХ в.», «Из истории женских украшений древнейших времен»  и др.

Музейные уроки, проведенные  в Национальном музее ЧР показали, что они способствуют  изменению отношения школьников  к самому понятию «музей», а восприятие ими музейных коллекций становится более глубоким. У учащихся развиваются творческие интересы и навыки исследовательской деятельности, расширяется их кругозор  изнания.

В Национальном музее ЧР   так же прослеживается   тенденция  использования музейных площадей в качестве  площадки для развлекательно-познавательного досуга, как условия достижения эффекта единства информационно-логического и эмоционально-образного воздействия,   начали практиковаться современные инновационные, интерактивные формы  организации мероприятий,  интегрирующие разнообразные методы музейного воздействия на посетителя в том числе и художественно-образного воздействия  с использованием элементов театрализации, принципов художественного обобщения и    популяризации музейных экспонатов посредством взаимодействия и синтеза искусства.

Мероприятия, посвященные или приуроченные к различным памятным датам (День защитника Отечества, «Ночь в музее-2015», посвященная 70-летию Великой Победы, Году Литературы и 175-летию со дня рождения П. И. Чайковского) проводили сотрудники музея,  экипированные в военную форму красноармейца времен Великой Отечественной войны с использованием демонстрационных экранов и электронных технических средств.

Интенсификация межкультурного взаимодействия, активный взаимный обмен материальными и духовными ценностями, формирование глобальной культуры при одновременном усилении значимости национальных культур актуализировали проблему диалога культур.

Важной формой упрочения российской национальной идентичности является выставочная деятельность Национального музея ЧР. Это экспозиции, посвященные Великой Отечественной войне, выставки «Кавказская туземная конная дивизия», «Битва за Кавказ» и др.

Укрепляются и развиваются вертикальные и горизонтальные культурные связи с ведущими российскими и региональными музеями. Обменные выставки способствуют интенсивному культурному обмену. В последние годы Национальный музей активно развивает этот вид деятельности.

Новый импульс в развитие музейной деятельности был внесен с назначением министром культуры ЧР Х-Б.Б. Дааева. По его инициативе с успехом прошли выставки:

- картин Национального музея ЧР, временно хранившихся в РОСИЗО, предметов декоративно-прикладного искусства, скульптурных композиций И. Татаева в г. Москва (в рамках Дней культуры Чеченской Республики, июнь 2014 г.);

- предметов этнографии и декоративно-прикладного искусства в рамках Фестиваля спорта и культуры СКФО в г. Грозный (июль 2014 г.);

- предметов этнокультуры и картин чеченских художников из фондов Национального музея ЧР (август 2014 г.) в рамках  «Дней  культуры Чеченской Республики» в г. Симферополе;

- народных промыслов в рамках Всероссийской выставки-ярмарки в г. Сочи (октябрь 2014 г.);

- предметов этнографии и декоративно-прикладного искусства в рамках празднования 2000-летия г. Дербента (август 2015 г.);

- предметов этнографии и декоративно-прикладного искусства в рамках Фестиваля спорта и культуры СКФО в г. Махачкале (сентябрь 2015 г.).  Под патронажем Х-Б. Б. Дааева в 2014 году удалось вернуть в Национальный музей ЧР после реставрации 51 картину русской и западноевропейской живописи 18 – начала 20 века, находившихся на временном хранении в Москве в Государственном музейно-выставочном центре «РОСИЗО» с 1995 года.

В НМ ЧР в 2014–2015 гг. были развернуты выставки «Образы России в музыке русских композиторов» Всероссийского музейного объединения музыкальной культуры имени М. И. Глинки; «Николай и Святослав Рерихи. Объединяя народы»   Государственного музея Востока (2014 г.); «Мы вернулись с Победой!» совместная выставка с ГБУК «Национальный музей Республики Северная Осетия-Алания», посвященная 70-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.; «Боевая слава 255-го отдельного Чечено-Ингушского кавалерийского полка,  отдельного Чечено-Ингушского кавалерийского дивизиона и 115-й кавалерийской Кабардино-Балкарской дивизии» совместная выставка с ГБУК «Национальный музей Кабардино-Балкарской Республики»; Совместный проект НМ ЧР и Государственного музея-заповедника М. Ю. Лермонтова г. Пятигорск  «Кавказ в лицах» (2015 г.) и др.

Русский музей: виртуальный филиал

12 декабря 2013 г. ФГБУК «Русский музей» г. Санкт-Петербург открыл в новом здании Национального музея ЧР свой филиал – Информационно-образовательный центр «Русский музей: виртуальный филиал». Это первый виртуальный филиал Русского музея не только в Чеченской Республике, но и в СКФО

«Русский музей: виртуальный филиал» – масштабный международный проект, воплощающий идею доступности крупнейшей в мире коллекции русского искусства, осуществляется при поддержке Благотворительного фонда «Система» и компании «МТС». В центре сосредоточен богатый научно-методический материал Русского музея в печатном и электронном виде (Медиатека).

Цели проекта: приобщение современного зрителя к ценностям русской культуры; расширение и углубление знаний об истории русского искусства, коллекциях и деятельности Русского музея на основе свободного доступа к электронно-цифровым материалам; создание единого культурно-информационного пространства на территории нашей страны, ближнего и дальнего зарубежья.

Мультимедийные программы и видеофильмы по истории русского искусства, предоставляемые Русским музеем, составляют базу образовательных материалов по культуре и истории России.

Музейное сознание является частью культурного сознания общества в целом, и чем выше уровень культуры в обществе, тем выше и музейное сознание. Почти 200 лет тому назад емко выразился о значении музея Бестужев-Рюмин, писавший: «Народ, желающий быть великим народом, должен знать свою историю, велик тот народ, который ясно сознает свое историческое призвание… Музей одно из самых могущественных средств воспитания народного самосознания».

В. А. Асталов, генеральный директор
Национального музея ЧР,
к.и.н., доцент ЧГУ,
 Заслуженный работник культуры ЧР.