Уроки по Joomla 3 можно найти здесь: http://joomla3x.ru/
Шаблоны Joomla 3 здесь: http://www.joomla3x.ru/joomla3-templates.html

Роль тукхума в общественном устройстве чеченцев

Создано 28.11.2016

roltukhumaСтарший научный сотрудник отдела «Культуры и этнографии ЧР» Национального музея ЧР Эльза Магомадова 25 ноября 2016 года провела выездную лекцию для учащихся СОШ № 8 г. Грозного на тему: «Роль тукхума в общественном устройстве чеченцев».

Сотрудница музея рассказала школьникам, что для характеристики общественно-политического устройства «вольных» обществ или союзов вольных обществ в Чечне и Ингушетии в XVIII — нач. XIX вв. большое значение имеет правильный анализ социального содержания, внутреннего устройства и основных функций чеченского общественного института «тукхум».

Что же касается характеристики общественного института «тукхума» чеченцев, данной местным ученым М. А. Мамакаевым, чеченский тукхум — это, в отличие от дагестанского «тухума», не кровнородственный союз, а союз или ассоциация нескольких тайпов (родов) одного и того же племени. Более того, чеченский тукхум, по мнению М. А. Мамакаева, «это своего рода военно-экономический союз определенной группы тайпов, не связанных между собой кровным родством, но объединившихся в более высокую ассоциацию для совместного решения общих задач. Защиты от нападения противника и экономического обмена». Местный исследователь Л. Ильясов также считает, что чеченский тукхум — это закономерный процесс объединения тайпов в более крупные и сложные социальные организации.

В начале XIX века чеченский тукхум локализуется, как правило, на территории фактически им заселенной, где тайпы, входившие в него, занимались производительной деятельностью — земледелием, скотоводством, охотой, другими промыслами, ремеслом и торговлей. Каждый тукхум, а точнее его представитель разговаривал на том или ином диалекте общего для всех тукхумов чеченского языка.

В отличие от тайпа, где отсутствовала кровная месть среди кровнородственных семей, внутри чеченского тукхума закон кровной мести был обязателен. Брак между членами чеченского тукхума также не воспрещался. Все это говорит в пользу того, что среди членов тукхума уже отсутствовала традиция или обычай кровного родства.

В отличие от тайпа чеченский тукхум не имел своего официального главы, равно как и своего военачальника (баьчча). Отсюда можно предположить, что тукхум являлся не столько органом управления, сколько

общественной организаций, в то время как тайп являлся «логической стадией прогресса в развитии идеи управления». В то же время создание союза тайпов (тукхумов) представляло несомненный прогресс, «происходящий на одной и той же территории как неуклонный процесс к возникновению нации…»

В конце XVIII — середине XIX века в целом чеченское общество, если исходить из общего числа тайпов, зафиксированных местными источниками, составляло более 135 тайпов. Впоследствии из этого общего числа тайпов более 100 тайпов объединились в 9 крупных союзов обществ (фратрии) — тукхумы: Аьккхий, Маьлхий,Нохчмахкой, Ч1ебарлой, Шарой, Шотой, Эрштхой, Ч1аьнтий, Тіерлой.20 Некоторые вольные общества объединились между собой и образовали союзы вольных обществ (тукхумы).

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Яндекс.Метрика

спутник

© 2018 Национальный музей Чеченской Республики. Все права защищены.