Уроки по Joomla 3 можно найти здесь: http://joomla3x.ru/
Шаблоны Joomla 3 здесь: http://www.joomla3x.ru/joomla3-templates.html

XIX век – время доступа к образованию народа

Создано 07.10.2016

GOSUCHОб истории образовательных учреждений г. Грозный XIXв. рассказала учащимся 10-го класса СОШ № 47 г. Грозного старший научный сотрудник отдела «Средневековой и Новой истории» Национального музея ЧР Хава Сулейманова. Лекция прошла в кинолектории музея и была приурочена ко Дню учителя.

Сотрудник музея поведала школьникам, что после отмены крепостного права царское правительство начало проводить реформы в стране, в том числе и на Кавказе. На чеченской территории роль русского языка резко возросла после завершения Кавказской войны. Для ведения торговых, административных дел, межнационального общения, обучения требовалось знание государственного языка Российской империи. Возникла острая необходимость в открытии светских учебных заведений с ведением предметов на русском и чеченском языках. Стали создаваться специальные школы для обучения детей горцев. Впервые школа для горских детей была отрыта и в Грозном по инициативе известного русского ученого, автора первого чеченского букваря и грамматики Петра Карловича Услара. Летом 1862 года он организовал в крепости Грозной школу для обучения чеченцев родному языку.

Были отобраны 25 юношей. Грозненская горская школа просуществовала до 1917 г. А первого марта 1867 г. в Грозном было открыто другое учебное заведение – женское бесплатное училище, состоявшее из двух классов: подготовительного и первого. В ней обучалось более двухсот учениц. Однако этих учебных заведений было мало для того, чтобы охватить всех детей, нуждающихся в обучении. И в городской управе в течение многих лет из года в год ставился вопрос об открытии в Грозном городского училища. Только в 1896 г. в Грозном, уже известном всему миру нефтяными богатствами как «Золотое дно» открывается, наконец, городское Пушкинское училище (с 1951 года – средняя школа № 13). Сейчас на этом месте восстановлена и функционирует Гимназия № 3.

Подводя итоги, лектор отметила, что что в сложные послевоенные годы на Северо-Восточном Кавказе руководством Российской империи выделялись средства на открытие начальных учебных заведений (школ, училищ), но бюджетных денег было крайне недостаточно. Наблюдая подобное положение с образованием и нуждаясь в грамотных людях, чеченское общество само проявляло инициативу и собирало средства, открывало светские и мусульманские учебные заведения в Терской области, где велось обучение на русском, чеченском и арабском языках. Но эти частные учебные заведения были зависимы от государства (чиновниками утверждался их устав, работа регламентировалась, но бюджетные средства почти никогда на не

выделялись). И при малейшем подозрении на «неблагонадежность» они закрывались. Таким образом, даже в начале XX века чеченское население не получало светского образования в необходимом объеме.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Яндекс.Метрика

спутник

© 2018 Национальный музей Чеченской Республики. Все права защищены.