Уроки по Joomla 3 можно найти здесь: http://joomla3x.ru/
Шаблоны Joomla 3 здесь: http://www.joomla3x.ru/joomla3-templates.html

Лекция на тему: «Адаты как источник правовых отношений чеченцев».

Создано 02.07.2016

В рамках плана мероприятий Национального музея ЧР, старшим научным сотрудником отдела культуры и этнографии Эльзой Магомадовой  2 июля 2016 г. прочитана лекция на тему: «Адаты как источник правовых отношений чеченцев»  в средне-общеобразовательной школе № 67 г. Грозный.

Цель данного мероприятия формировать у учащихся познание о традициях, обычаях своего народа, развить ценностное отношение к его культуре. Познакомить с духовной жизнью чеченского народа.

Магомадова разъяснила детям, об адатах, обычаях народа, как источнике правовых отношений чеченцев в глубокой древности.

Адаты чеченцев, как и у многих народов Северного Кавказа, имеют древнюю историю. Они создавались еще в пору первобытного общества и служили основными нормами регулирования правовых отношений «вольных» чеченских обществ.

Из проведенного урока дети узнали, что задолго до принятия ислама в каждом чеченском обществе, даже у каждого рода (тайпа) или тукхума существовали свои адаты. Чеченцы свои правовые обычаи называли «эдиль».  Адаты, как и всякие правовые отношения, развивались и изменялись вместе с формами производства в вольных обществах чеченцев.

У чеченцев долгое время сохранялись старые адаты. Они были очень живучи, и некоторые их нормы приспосабливались к новым отношениям. Однако старые адаты не всегда давали нужные ответы на изменявшиеся общественно-экономические и политические отношения в горах. Поэтому здесь предстояло, наравне со старыми адаты, создавать новые, с учетом происходивших изменений. Новые адаты вырабатывались конкретными людьми и утверждались соответствующим органом, наделенным властью.

Лектор рассказала школьникам о роли и месте в чеченском обществе понятии «Маслаат».  Выработанное на основе адатов решение называлось «маслагатом» (маслаат -чеч.). Маслаат, повторенный потом в подобных же случаях, присоединялся к общей массе народных обычаев и окончательно превращался в адат, причем новый.

Значение маслаата, как первичной формы образования новых адатов, видно из всех показаний местных источников. У всех кавказских народов «маслаат», как «мировая сделка, соглашение», в случаях, когда он не решается существующим.

В дальнейшем развитии общества маслаат перешел в суд по адату, т. е. суд стариков (къаной кхел), занимавшийся разбирательством дел на народных сходках в определенных обычаем местах».

По основному уже мусульманскому праву каждое сельское общество правоверных имело свои сходы стариков и почетных людей для совещаний в общественных делах. На таких сходах, при недостатке адатов по тому иному вопросу, старики устанавливали мирский «маслаат», превращавшийся при дальнейшей практике в постоянный адат общества. Такие же правила в рассматриваемое время существовали у всех кавказских пародов, в том числе и у чеченцев.

Существовали и они есть в обществе «Советы» стариков, в лице «къа- ной» (старейшин) у чеченского народа, мирские сходы и собрания с их маслаатами по общественным делам.

Один из древнейших и почетнейших институтов чеченцев суд «Мехк-кхел» (дословно «Суд Страны» или «Совет Страны»), который существовал вплоть до принятия и утверждения ислама и мусульманского права (шариат). «Мехк-кхел» совершал все действия судебного разбирательства на основе местных адатов.

В завершении мероприятия провели тест по усвоению и закреплению лекционной темы.

Комментарии   

 
0 #1 massage lyon 27.05.2017 04:56
C'etait sous le commandement d'un de ses citoyens326, alors podestat de Pise, que les Pisans,
quelques annees auparavant, avaient dispute aux Genois, sans succes a la verite, l'empire de la mer de Ligurie.


Feel free to surf to my webpage ... massage lyon: http://www.elisacavanna.club
Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Яндекс.Метрика

спутник

© 2018 Национальный музей Чеченской Республики. Все права защищены.