Уроки по Joomla 3 можно найти здесь: http://joomla3x.ru/
Шаблоны Joomla 3 здесь: http://www.joomla3x.ru/joomla3-templates.html

Доисламские народные обычаи

Создано 24.06.2016

Музейный урок на тему «Доисламские народные обычаи, связанные с праздниками сельскохозяйственного календаря» провела 24 июня в средней школе № 67 г. Грозный, заведующая отделом культуры и этнографии народов ЧР Национального музея Седа Батукаева

Чеченцы издревле славятся своими обычаями, имеет древнюю историю, богатую культуру и традиции. Столетиями складывался в чеченском обществе свод правил общественного поведения. И на основе переданных старшим поколением сказаний о традициях воспитывалась подрастающее поколение. Многие древние традиции, различные обряды подзабыты.

Задача музейного урока познакомить детей с древними обрядами и праздниками, разъяснит их смысл.

Седа Батукаева рассказала о всех древних обрядах чеченцев в доисламский период.

Обряд призывания дождя

Крестьянин всегда живет заботами об урожае. Поэтому засуха — его враг. По старинному чеченскому поверью, надежное средство против засухи — змея. Как известно, змеи выползают особенно охотно в дождливые дни, отсюда и возникла вера в их связь с желанной небесной влагой. Чтобы вызвать дождь, чеченцы убивали и подвешивали змей. Вестницей непогоды в народных представлениях считалась и ворона, поэтому чтобы вызвать дождь, нужно было разрушить воронье гнездо.

Среди известных древних чеченских обрядов призывания дождя — пропахивание русла пересохшей речки.

Языческий смысл жертвоприношения имел обряд призывания дождя, при котором подростка наряжали как сноп зеленой травы. Его водила по улицам села толпа молодежи в вывернутых наизнанку тулупах.

Праздник громовержца Села

По старинной доисламской народной чеченской легенде, при сотворении мира огонь был только в одном очаге, и хозяином этого очага являлся бог Сeла. Однажды вор пробрался к нему, чтобы украсть огонь. Разозлившись, Сeла бросил в него головешку, угольки от которой упали на землю. И если бы не эти угольки, земля осталась бы навечно холодной. Почитая могущественного бога, чеченцы стали называть молнии — факел Сeла, а радугу — лук Сeла. Его именем назывался месяц май, его день недели — среда. В этот день запрещено было давать из домашнего очага кому-либо даже один уголек, нельзя было также выкидывать золу.

Праздник богини Тушоли

Тушоли — богиня весны, плодородия и деторождения. Праздник в честь богини проходил в последнее воскресенье первого месяца весны.

К празднику Тушоли приурочивали выбор невест. Старшее поколение всячески содействовало бракам, заключенным в этом месяце, считая, что они — самые счастливые.

Почитая Тушоли, как покровительницу плодородия и чадородия, женщины просили богиню: «Тушоли, дай нам благодать свою. Сделай так, чтобы не родившие родили детей, а родившихся оставь в живых. Пошли нам обильный урожай, пошли дождь масляный, солнце лекарственное.»

Праздник выхода плуга

Праздник выхода плуга проходил в четвертый день Праздника весны. Он отмечался в течение двух дней. Первый день был посвящен ритуальной вспашке поля и севу. Традиционный порядок этого дня: запрягание волов, проводы пахаря, проведение ритуальной борозды, сева, общественная трапеза, увеселительная часть. На второй день праздника устраивались скачки и различные состязания. Принято было также, чтобы каждая семья перед началом основной пахоты и сева устроила малую жертву — раздачу в три дома различных продуктов растительного происхождения.

Праздник весны

С глубокой древности чеченцы приурочивали начало сельскохозяйственного года ко дню весеннего равноденствия — 22 марта. Этот день был важным весенним праздником.

 Новый год

Важным новогодним ритуалом было обновление огня в очаге. Именно на новом огне должно было быть сварено и испечено все необходимое для праздника. Еще один ритуал — укладывание длинного не разрубленного бревна в очаг. Длина бревна определяла продолжительность праздника. В том доме, где бревно, прогорев, сокращалось до таких размеров, что за ним можно закрыть дверь, начиналась вечеринка с обильной едой, питьем, танцами, представлениями клоунов или артистов Под новый год в чеченских селах ходили ряженые — молодые люди или подростки в шубах наизнанку, в войлочных масках с рогами или с вымазанным сажей лицом. Обычай рядиться и колядничать, кстати, интернациональный – он сохранился по сей день во многих странах Европы и в Америке.

Для современных чеченцев новогодний праздник не связан с народным сельскохозяйственным календарем. Он не входит и в исламскую традицию. В новогоднюю ночь люди просто собираются за столом, чтобы проститься с прожитым годом и встретить новый, с которым связывают свои мечты и надежды на лучшее.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Яндекс.Метрика

спутник

© 2018 Национальный музей Чеченской Республики. Все права защищены.