Уроки по Joomla 3 можно найти здесь: http://joomla3x.ru/
Шаблоны Joomla 3 здесь: http://www.joomla3x.ru/joomla3-templates.html

Судебные процедуры по адатам

Создано 12.05.2016

12 мая 2016г.  в ГБПОУ «Чеченский техникум энергетики», старший научный сотрудник отдела средневековой и новой истории Национального музея ЧР Рамнат Хайдарова  прочитала лекцию на тему: «Этнические правовые принципы и судебные процедуры по адатам».

Она рассказала  студентам 2 курса  историю становления  и развития  судебных институтов в Чечне. По ее словам, на протяжении многих столетий верховным органом различных вайнахских обществ был судебный орган «Мехк-кхел». Наряду с Мехк-Кхелом стоит отметить и роль таких судеб­ных органов, как третейские суды — масла1атан-кхел. По адату судебному процессу предшествовала досудебная стадия, когда стороны общались между собой для примирения. Однако суть примирения главным образом заключа­лась в прекращении кровной мести и установлении мира между конфликтующими сторонами.

 «Широко распространенным видом наказания по адатскому праву чеченцев было изгнание из села (юъртарваккхар) при­знанного виновным в совершении преступления. Но высшей мерой данного вида наказания было изгнание из страны (махкарваккхар). Как правило, решение по изгнанию из страны принималось Мехк-Кхелом, после чего лица, в отношении которых был вынесен данный приговор, навсегда должны были покинуть территорию Нохчийчоь (Чеч­ни)», -рассказала Р. Хайдарова.

Судопроизводство по обычному праву чеченцев основывалось на адатах. Умение трактовать адат было важным критерием для выбора судьи, поскольку адат являлся не писанным законом и в основном сохранился, и передавался через па­мять народа.

«Судья избирался на тайповом совете сроком на один год. Судьи не должны были состоять в прямом либо в косвенном родстве с участвующими и разбирательстве сторонами. После избрания судей произво­дилась присяга, согласно которой каждый судья клялся в своей беспристрастности к рассматриваемому делу и участвующим сторонам. Обычное право чеченцев предусматривало процеду­ру отвода судей в случае, если одна из участвующих в деле сторон настаивала на этом», -отметила  лектор.

В каждом селении на площади перед мечетью было обозначено место-«гуламан-майда», где прово­дились судебные заседания. Чеченский адатский суд не знал процедуры обжалования и пересмотра принятого решения. Каждая из сто­рон должна была клятвенно заверить судей, что решение, при­нятое столь авторитетным судом, для них является обязатель­ным и справедливым. Сторона, нарушившая клятву, подверга­лась всеобщему порицанию среди общественности села, тайпов и народа.. Основная задача вайнахского адатского судопроизводства сводилась к защите прав обиженного или потерпевшего с пол­ным возмещением нанесенного материального ущерба постра­давшему.

В целом, давая оценку адатскому уголовному праву  его можно сформулировать как комплексную совокупность адатских норм, в основе кото­рых лежали кровная месть и система штрафов.

Характеризуя адатский суд чеченцев, необхо­димо отметить, что он применял нормы, регулирующие общественное поведение и быт горцев.

С распространением ислама в Чечне наряду с адатскими судами начали функционировать и шариатские суды, которые рассматривали дела имущественного и брачно-семейного характера, а также преступления против религии и духовенства.

По завершении лекции студентов интересовали такие вопросы, как виды наказания, предусмотренные адатским судом за совершение противоправных деяний, виды и процесс подачи заявлений о фактах нарушения прав и свободы человека, а также сроки их рассмотрения.

Для более детального усвоения материала урока, лекция  сопровождалась фото – презентацией и видеороликом.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Яндекс.Метрика

спутник

© 2018 Национальный музей Чеченской Республики. Все права защищены.