Уроки по Joomla 3 можно найти здесь: http://joomla3x.ru/
Шаблоны Joomla 3 здесь: http://www.joomla3x.ru/joomla3-templates.html

«Традиционное сельское общество в Чечне в XVIII нач. XIXвв»

Создано 20.04.2016

Отдел культуры и этнографии Национального музея Чеченской Республики провёл выездной урок на тему «Традиционное сельское общество в Чечне в XVIII нач. XIXвв».Старший научный сотрудник Эльза Магомадова рассказала учащимся средней школы № 8 г. Грозный историю становления и развития сельского общества чеченцев.Объясняемый материал сопровождался фотопрезентацией.

Традиционное сельское в общество Чечни делится на «социально -имущую» и «социально-зависимую» категории.В горных районах было налицо имущественное неравенство между отдельными семьями, родами — тайпами. Богатые семьи и сильные тайпы эксплуатировали труд беднейших крестьян и слабые тайпы. С переселением чеченцев с гор на более обширные и плодородные равнинные земли окончательно разрушаются — на смену семейной общине приходит территориальная община, которая способствует становлению частной собственности, а термины «старейший в роде», «знатные в роде», «влиятельны в роде», «старшины», «уздени» и другие приобретают социальное значение.В лекции также были приведены документальные источники,в которых на протяжении XVI -XVIIвв. фиксируется в Чечне довольно значительное количество крупных феодалов.В 1758–1759, 1760-1770-х годах в Чечне прокатилась целая серия крупных антифеодальных и антиколониальных восстаний горцев, в результате которых многие пришлые князья и владельцы вынуждены были уйти вовсе или перебраться на реки Сунжа и Терек. Со второй половины XVIII в. и, в частности, после начала антифеодального и антиколониального движения горцев в Чечне и на Северном Кавказе во главе с Мансуром в 1785–1791 гг. число иноплеменных князей и феодалов в крае резко уменьшается, а в некоторых чеченских селах вовсе исчезает. Зато быстро растет в Чечне число местных владельцев, особенно старшин и богатых узденей.

Документальные источники за 1749–1751 гг. свидетельствуют о том, что многие чеченские и владельцы и князья имели при себе знатных узденей (социально-имущая категория, уздень — оьздастаг (нах).В XVIII веке в чеченском обществе зафиксирована, также сословно-имущая, социальная категория «чанка»-дети шамхалов, ханов, рожденные от брака с незнатной женщиной. По своему социально-имущему положению «чанка» стоял ближе к чеченскими владельцам и старшинам. Другую сословно-привилегированную категорию чеченского общества составляло мусульманское духовенство в лице мулл, кадиев и шейхов где они занимали определенную главенствующую роль в обществе. Со второй половины XVIII в. в Чечне параллельно меновой торговле, все большую роль стала приобретать денежная торговля местных жителей с российскими купцами и соседними народами, вследствие которого в чеченском обществе стала складываться другая, весьма влиятельная социально-имущая категория — местные торговцы, купцы (со-вдегар–на чеч.яз.) — купечество. В завершении лекции Эльза Магомадова отметила, что в истории Чечни известны такие места, где начиная со средневековья и до середины XIX века, собирался для разбирательства тяжб «Совет страны» (Мехк-кхел) из жрецов и других влиятельных и авторитетных людей, как, например, Майс — Та, Мизир-Корта, Кхеташ-Корта у сел. Центарой и т. д. Эти места почитались как древние языческие святыни, где до того собирались жрецы. С конца XVIII века социальная база жречества в чеченском обществе начинает резко сужаться, ибо на смену жрецам приходят последователи ортодоксального ислама — ученые алимы (богословы).

По завершении лекции состоялось обсуждение темы урока, в ходе которого учащиеся задавали вопросы и высказывали свое мнение.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Яндекс.Метрика

спутник

© 2018 Национальный музей Чеченской Республики. Все права защищены.