Уроки по Joomla 3 можно найти здесь: http://joomla3x.ru/
Шаблоны Joomla 3 здесь: http://www.joomla3x.ru/joomla3-templates.html

Материальная культура чеченцев

Создано 28.11.2015

Лекцию о том, какими предметами пользовались вайнахи в повседневной жизни в 18 веке, провёл отдел средневековой и новой истории. 

Старший научный сотрудник Национального музея Чеченской Республики Рамнат Хайдарова, сопровождая свой рассказ фотопрезентацией, поведала ученикам нескольких грозненских школ о том, чем жили чеченцы в указанный период.

По её словам, во многом чеченский быт был схож с бытом соседних народов.

«Прежде всего, показателем развития материальной культуры являются поселения и жилища. Поселения горцев были расположены как в горной, так равнинной местности. Архитектурные памятники — подземные и надземные — делятся на три группы: жилые и оборонительные сооружения, культовые сооружения и погребальные»,— подчеркнула Р. Хайдарова.

Она также сообщила, что большинство строений в горной части Чечни возводились из необработанного или грубо обработанного камня. Кладку производили на глиняном или известковом растворе. Это, в первую очередь, жилые и боевые башни, которые стали строить ещё в средние века. Вторые, в отличие от первых, всегда ставились в каких-либо стратегических точках и образовывали сигнальную цепь, для предупреждения населения гор о надвигающемся неприятеле.

На равнине подобной цепи не было, а жильё строили преимущественно из сырых глиняных кирпичей — самана. Реже встречались жилища из двойного плетня, пространство внутри которого заполнялось глиной.

«В 18-м веке чеченцы уже перестали строить погребальные склепы, христианские храмы и языческие святилища, поскольку уже укоренившийся ислам, предписывает хоронить людей в земле. В это же время — в 16 — 18 веках — на территории Чечни начали строить мечети. Они возводились из камня, что в горах, что на равнине и сохраняли черты национальной архитектуры»,— поведала сотрудница музея.

В 18 веке в Чечне, как известно, не было городов. Горные аулы отличались теснотой дворов из-за отсутствия свободных земельных площадей. Зато на равнине села были обширные и гораздо более заселённые.

«Стоит отметить, что если в горах население одного аула чаще всего — представители одного тайпа, то на равнине деревни отличались многонациональностью состава»,— сообщила Р. Хайдарова.

Что касается планировки и внутреннего убранства, также рассказала сотрудница музея, в большинстве случаев жилища были одноэтажные, двухкомнатные и продолговатые. По мере увеличения количества членов семьи увеличивалась и жилплощадь. Обязательным для каждого дома было наличие гостевой комнаты. Глава семьи жил в отдельной. Остальные предназначались, в основном, для молодых семей.

«В домах у горцев, как правило, были маленькие низенькие столики и стулья, открытые деревянные шкафы для посуды, некоторые деревянные резные изделия, сундуки, узорные войлоки с аппликациями на деревянных кроватях или на стене и так далее»,— сообщила Р. Хайдарова.

Говоря о том, во что чеченцы одевались, она рассказала, что простые мужские черкески — повседневные — шили из серого, бурого или чёрного домотканного сукна. Для праздничных использовалось покупное, более качественное, которое также отличалось разнообразием цветов. Обязательным элементом и праздничной, и повседневной черкески были газырницы — кармашки для маленьких пороховниц, которые изготавливались из кожи и нашивались по обеим сторонам груди.

«Под черкеску надевался бешмет — кавказская рубаха с нитяными пуговицами, поверх черкески — бурка. Последний предмет  служил не только одеждой, но и подстилкой и одеялом одновременно, если появлялась подобная необходимость. Показателем того, того что бурка никогда не представляла из себя помехи является то, что иногда даже с полусотни метров её не пробивало выстрелом из кремнёвого ружья»,— подчеркнула Р. Хайдарова.

Завершали образ горца узкий, но прочный кожаный ремень, на котором держалось практически всё оружие, суконные штаны, которые практически по самое колено закрывались сафьяновыми облегающими ноговицами (парадный вариант).  В повседневной жизни носили чувяки, а во время выполнения каких-илбо работ пользовались обувью из грубой сыромятной кожи, с которыми и ноговицы были попроще — матерчатые. Вершиной костюма были башлык и папаха.

В ходе лекции слушателям также был продемонстрирован видеофильм о том, как изоготавливались некоторые предметы обихода. А после для ребят была проведена обзорная экскурсия по залам музея. Наибольшее внимание было уделено залу этнографии, в котором представлены практически все из описанных вещей.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Яндекс.Метрика

спутник

© 2018 Национальный музей Чеченской Республики. Все права защищены.