Уроки по Joomla 3 можно найти здесь: http://joomla3x.ru/
Шаблоны Joomla 3 здесь: http://www.joomla3x.ru/joomla3-templates.html

Тише едешь, дальше будешь

Создано 19.11.2015

Лекцию на тему «транспорт и средства и средства передвижения в Чечне XIX — начала XX веков» провёл отдел культуры и этнографии Национального музея Чеченской Республики.

Ведущий научный сотрудник отдела Алихан Шахтиев рассказал старшеклассникам средней школы № 2 г. Урус-Мартан о транспорте горцев, развитии транспортной инфраструктуры в Чечне. По его словам, испокон веков главным видом транспорта у чеченцев был вьючный: лошади, волы, ослы, мулы, буйволы. После присоединения Чечни к России более интенсивно что на равнине, что в горах стало развиваться строительство колёсных дорог, что привело в свою очередь к расширению пользования арбами, телегами, санями и прочими приспособлениями.

«Что касается навьючивания животных, их, конечно, нагружали не как попало. Для этого использовалось оригинальное приспособление: брались четыре ветки, изогнутые под углом в 30 градусов, и попарно связывались под тем же углом. Получалась рогатина, которая водружалась на спину животного, предварительно покрытую войлочной подстилкой. Это позволяло не только облегчить груз для скотины, но и помогать ему на крутых склонах и других труднопроходимых местах»,— отметил А. Шахтиев.

Вплоть до второй половины девятнадцатого века в горах Чечни, рассказал сотрудник музея, пользовались для транспортировки хлеба, дров и прочих тяжёлых грузов арбами на низких деревянных колёсах с широким кузовом. Зимой пользовались санями.

«Для езды по крутым горным склонам была необходима такая конструкция. Расстояние между колесами нередко достигало трёх метров. Запрягали такие обычно парой волов, которые подходят для этого наилучшим образом»,— подчеркнул он.

Большим событием, по словам А. Шахтиева, стало появление вардана — двухколёсной арбы, которую называли также «самокаткой». Именовалась она подобным образом из-за того, что у неё ось вращалась вместе с колёсами.

«Такой вид арбы — с двумя огромными колёсами — получил большое распространение на всём Кавказе и использовался вплоть до второй половины девятнадцатого века, когда стал потихоньку вытесняться бричками, тачанками, которые были заимствованы у русских»,— отметил лектор.

На конец девятнадцатого века пришлось то, что чеченские арбы, доселе изготавливавшиеся целиком из дерева, стали обзаводиться некоторыми железными элементами. В частности, появились обручи на колёсах и ось стали изготавливать из металла. Также в это время в арбу стали впрягать и лошадь.

Главным же событием в развитии транспорта и торговых отношений на Кавказе стало строительство железной дороги. Первый её участок появился в 1875-м году на участке Ростов-на -Дону — Владикавказ. В конце XIX — в начале XX века также началась интенсивная реконструкция главных колёсных магистралей, строительство новых дорог и большого количества мостов. Не обошли эти события, конечно и горную часть края. Ну, а с установлением советской власти началось строительство асфальтированных дорог и появились автомобили.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Яндекс.Метрика

спутник

© 2018 Национальный музей Чеченской Республики. Все права защищены.