Уроки по Joomla 3 можно найти здесь: http://joomla3x.ru/
Шаблоны Joomla 3 здесь: http://www.joomla3x.ru/joomla3-templates.html

Экскурсия, посвященная повести Л. Н. Толстого «Казаки» в рамках объявленного 2015 года, Годом литературы в России — 2015.

Создано 31.05.2015

Повесть «Казаки» о гордом, независимом «христианском народце», о том как русский дворянин, принадлежащий к высшим кругам русского цивилизованного общества, задумал переменить жизнь и как из всех его замыслов и даже попыток ничего не получилось.

 

И этот «народец» в повести резко, пожалуй, даже слишком резко противопоставлен большому русскому народу в летописно — историческом очерке, предваряющем впечатления Оленина и его слуги: «Еще до сих пор казацкие роды считаются родством с чеченскими, и любовь к свободе, праздности, грабежу и войне составляют главные черты их характера. На ранних стадиях работы у Толстого являлась мысль — Ерошку, в облике которого особенно ярко воплотился жизненный идеал казачьего мира, сделать товарищем и однолеткой Кирки (будущий Лукашка). В законченной повести Ерошка — воплощение доживающей истории, живая легенда, чуждая новой станице. К нему относятся либо враждебно, либо насмешливо все, кроме Оленина и Лукашки, племянника. Ерошка в свое время „прост“ был, денег не считал; теперешний же типичный представитель казачьего общества — хорунжий — оттягал сад у брата и ведет длинный политичный разговор с Олениным, чтобы выторговать лишнее за постой.

Традицией Литературно — этнографического музея Л. Н. Толстого стали экскурсии, посвященные старинному укладу быта, народов Кавказа, их жизни: тут и сундуки — кованый, роскошный, обитый железом; плетеный; керамическая и медная посуда. Винные и пивные бутылки. Часы, утюги, ступки, кофеварки. Домотканая одежда, рукоделье, комод. Эти предметы завораживают уютом быта домов 17-19вв. Каждый найдет здесь и почувствует что — то родное, бесконечно меняющееся, обновляющееся — то, что связывает культуру и быт разных поколений. Экскурсия для учащихся и педагогов МБОУ „Хасанайская СОШ“ Бабаюртовского района Республики Дагестан проведенная 31 мая 2015 года, была посвящена Году литературы в России — 2015, очередной годовщине приезда Л. Н. Толстого на Кавказ (30 мая 1851 года), быту казака и горца 19 века.

Свободная от крепостного права казачья община не избежала развития новых отношений с их властью чистогана и откровенной антигуманностью. Неслучайно, что человеческий, гуманный взгляд представляет в повести именно старик Ерошка. Он любит и жалеет всех: и убитого в разграбленном ауле ребеночка, и джигита, застреленного Лукашкой, и раненого зверя, и бабочку, по глупости летящую на огонь, и Оленина, которого девки не любят. Но сам он нелюбимый. „Нелюбимые мы с тобой, сироты!“ — плача, говорит он Оленину.

Влияние России выражается только с невыгодной стороны стеснением в выборах, снятием колоколов и войсками, которые стоят и проходят там. Казак, по влечению, менее ненавидит джигита — горца, но презирает чужого для него и угнетателя солдата. Собственно, русский мужик для казака есть какое — то чуждое, дикое и презренное существо, которого образчик он видал в заходящих торгашах и переселенцах-малороссиянах, которых казаки презрительно называют шаповалами. Щегольство в одежде состоит в подражании черкесу. Лучшее оружие добывается от горца, лучшие лошади покупаются и крадутся у них же. Молодец-казак щеголяет знанием татарского языка и, разгулявшись, даже с своим братом говорит по-татарски. Несмотря на то, этот христианский народец, закинутый в уголок земли, окруженный полудикими магометанскими племенами и солдатами, считает себя на высокой степени развития и признает человеком только одного казака; на все нее остальное смотрит с презрением».

Таково казачество в сжатом авторском введении. Таким оно изображено со всеми живыми, конкретными деталями и красками и на протяжении всей повести, как своего рода современное продолжение эпоса, былинных времен. Здесь все особенное и живущее по раз и навсегда определенным циклам, повторяющимся с неизбежностью и регулярностью естественных, природных законов. Казаки в повести Толстого — свободный, красивый, сильный народ, которому прямым контрастом выглядит тягостный, мрачный, безобразный русский мир рассказов «Утро помещика» и «Поликушка». И Кавказская война здесь иная, чем в «Набеге» и «Рубке леса». Она дана глазами казаков и стремящегося стать казаком Оленина.

Война, конечно, вносит некоторый диссонанс в почти идиллическую жизнь казачьей станицы. Это весьма специфическая война, ставшая привычной, неотъемлемой и органичной частью быта. Так, во всяком случае, она изображена в окончательном тексте повести. Толстой даже отказался от осуждения войны в одном из вариантов «Казаков», где дядя Ерошка сокрушенно вспоминает давнюю мирную жизнь: «И зачем она война есть? То ли бы дело, жили бы смирно, тихо, как наши старики сказывали. Ты к ним приезжай, они к тебе. Так рядком, честно да лестно и жили бы. А то что? Тот того бьет, тот того бьет. Наш к ним убежит — пропал, ихний к нам бежит. Я бы так не велел».Окончательно остановившись на названии повести «Казаки» (в других — «Беглец», «Казак» — акцент на индивидуальной истории), Толстой тем самым подчеркнул объективное начало произведения. История Оленина искусно врезана в сказание о мире казаков, который с разных сторон освещен и показан. Художественно изображено как обилие «предметов» (или «сторон предметов»), так и «разнообразие тонов, в которых можно выставлять эти предметы». Эпическое повествование, пронизано особенной и более уже не повторившейся в творчестве Толстого поэзией.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Яндекс.Метрика

спутник

© 2018 Национальный музей Чеченской Республики. Все права защищены.