Уроки по Joomla 3 можно найти здесь: http://joomla3x.ru/
Шаблоны Joomla 3 здесь: http://www.joomla3x.ru/joomla3-templates.html

Литературный час «Хаджи-Мурат: незаконченная история…»

Создано 17.04.2019

17.04.2019 haji murat17 апреля 2019 года в Литературно-этнографическом музее Л. Н. Толстого (филиал Национального музея ЧР) состоялся литературный час «Хаджи-Мурат: незаконченная история…», посвященный 115-летию со времени публикации повести Л. Н. Толстого «Хаджи-Мурат» (1904 год). Участниками мероприятия стали учащиеся начальных классов и педагоги Старогладовской средней школы. Встреча была организована и проведена директором музея Загибовым Салавди Хусайновичем.

События, описанные в повести «Хаджи-Мурат», происходили в 1851–1852 гг., когда молодой Лев Толстой находился на Кавказе. История Хаджи-Мурата очень заинтересовала писателя. Впервые Толстой упоминает о Хаджи-Мурате как о герое новой повести в письме к брату С. Н. Толстому 23 декабря 1851 г., затем — в 1861 году. Писатель также рассказывал о Хаджи-Мурате своим ученикам в своей школе в Ясной Поляне. Наконец, 19 июля 1896 г. Толстой написал в дневнике о том, что у него возник замысел написать повесть о Хаджи-Мурате. Писатель пояснял, что этот персонаж напомнил ему репей на краю дороги, отстаивавший свою жизнь «до последнего». Работая над повестью, Толстой развил тему репейника: первая редакция пролога носила название «Репей» и была написана 14 августа 1896 г. После этого Толстой начал изучать различные материалы по Кавказу. Через год, в ноябре 1897 г. писатель приступил к обработке текста повести. Толстой работал над текстом со значительными перерывами до декабря 1904 г. Все это время писатель продолжал изучать материалы по истории Кавказа и по эпохе Николая I. В декабре 1904 г. Толстой завершил работу над повестью «Хаджи-Мурат», но не считал произведение законченным и не хотел его печатать. Писатель всегда держал под рукой рукописи «Хаджи-Мурата» вплоть до своей смерти.

Почти все исследователи повесть «Хаджи-Мурат» воспринимают как художественное завещание гения. При этом ученые обычно подчеркивают, с каким упорством в течение семи лет (1897-1904) писатель работал над этим небольшим по объему произведением. Насчитывается 23 начала повести, 10 ее редакций, 25 раз Л. Толстой, как он сам говорил, «бился» над главой о Николае I, сохранилось 2152 черновых страницы повести, тогда как в окончательном своем виде она занимает всего 250 писаных страниц.

Живучесть творческого «духа» Л. Толстого проявилась в его повести «Хаджи-Мурат». Написанная на склоне лет, она поражает гармоническим совершенством художественной формы, пластичностью образов, чистотой и прозрачностью языка, глубочайшим знанием жизни. Горький однажды сказал: «Разве можно написать «Хаджи-Мурат» лучше? Нам кажется — нет. Толстому — казалось — можно».

Замысел повести возник летом 1896 года, но завершена была лишь за год до первой русской революции и, значит, создавалась в переломный период жизни страны и деятельности Л. Толстого. Внешним толчком к написанию повести послужило впечатление, вызванное видом репейника, раздавленного колесом проезжей телеги, но все еще живого, не погибшего. Вокруг в поле были уничтожены миллионы трав, а репей, весь изуродованный и как будто обреченный на смерть, продолжал жить. Поразил вид этого растения и его необыкновенно цепкая живучесть: «Точно вырвали у него кусок тела, вывернули внутренности, оторвали руку, выкололи глаза. Но он все стоит и не сдается человеку, уничтожившему всех его братий кругом его». И подумалось с удивленным восхищением: «Какая, однако, энергия и сила жизни… Как он усиленно защищал и дорого продал свою жизнь». По какой-то сложной ассоциации возник в памяти Хаджи-Мурат, его яркая, мужественная личность, трагически оборвавшаяся жизнь.

Л. Толстого в повести занимал не один Хаджи-Мурат с его трагической судьбой, но и крайне любопытный параллелизм двух форм деспотизма и тирании: властного азиатского абсолютизма, воплощением которого является Шамиль, и европеизированного абсолютизма в лице русского монарха Николая I. Л. Толстой создает блестящий по своей обличительной силе образ Николая I, которого Герцен назвал «деспотом Зимнего дворца». Образ царя-деспота, созданный приемами сатиры, отличается глубиной социальной и психологической типизации. Л. Толстой показывает преступный характер завоевательной войны, которую вел царизм против кавказских народностей, рисует картины бессмысленной жестокости, разбоя, грабежа.

В рамках литературного часа коллектив музея подготовил и фото- и книжную выставку «Кавказская война в творчестве Л. Н. Толстого». Впечатления писателя от Кавказской войны отразились в рассказах «Набег» (1853), «Рубка леса» (1855), «Разжалованный» (1856), в повести «Казаки» (1852—1863). На Кавказе была завершена повесть «Детство» и в 1852 г. напечатана в журнале «Современник». Кроме книг, в выставку были включены иллюстрации к знаковым произведениям писателя, фотографии и разнообразные альбомы, посвященные Кавказской войне.

После завершения литературного мероприятия для педагогов и учащихся была проведена экскурсия по музею.

Комментарии   

 
0 #1 uderuhiluloz 12.05.2019 07:12
http://mewkid.net/buy-amoxicillin/ - Amoxicillin 500 Mg Amoxicillin 500 Mg dwj.gvkp.nacmuz eychr.ru.zad.qq http://mewkid.net/buy-amoxicillin/
Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

спутник

© 2019 Национальный музей Чеченской Республики. Все права защищены.