Уроки по Joomla 3 можно найти здесь: http://joomla3x.ru/
Шаблоны Joomla 3 здесь: http://www.joomla3x.ru/joomla3-templates.html

Традиции, связанные с рождением ребенка, в семьях этнических групп, компактно проживающих на территории ЧР

Создано 10.04.2019

10.04.2019 zagibov10 апреля 2019 года Литературно-этнографический музей Л. Н. Толстого (филиал Национального музея ЧР) организовал в МБОУ «Старогладовская СОШ» музейное занятие «Традиции, связанные с рождением ребенка, в семьях этнических групп, компактно проживающих на территории ЧР» из цикла «Нематериальное культурное наследие народа ЧР». Занятие провела учительница русского языка и литературы школы, являющаяся представительницей татарского этноса, Гайсина Саида Расуловна.

Преподавательница рассказала своим ученикам, что в семейно-бытовой обрядности татар особое место занимали обряды, связанные с рождением ребенка. Они рассматривались как необходимые для обеспечения защиты роженицы и ребенка от воздействия злых сил, предопределения судьбы новорожденного. Это был акт приобщения ребенка к семейному и отчасти к более широкому коллективу. Кроме того, данные обряды выражали чувства радости и надежды в связи с появлением нового члена семьи. Цикл обрядов, связанных с рождением ребенка, как правило, включал следующие элементы: принятие родов, праздник по случаю рождения, имянаречение, первая стрижка волос, праздник первого зуба, обряды от сглаза и т. д.

Обряд наречения ребенка именем у сибирских татар проходил довольно скромно. Приглашали муллу, который читал необходимую молитву, шептал на ухо ребенку: «Пусть твое имя будет…». После этого мулла записывал в метрическую книгу имя, отчество, фамилию и дату рождения ребенка. За наречение имени ребенку мулле платили определенную сумму денег. Устраивалось угощение, на котором, кроме муллы, присутствовали дед, отец и другие родственники новорожденного. Никаких увеселений при этом не было. Аналогично другим группам татар происходил обряд, связанный с наречением ребенка именем, у мишарей. В ранних документах фигурируют тюркские имена. Во второй половине 19 — начале 20 в. более распространенными были мусульманские имена, связанные с именами Пророка Мухаммада (Да благословит его Аллах и приветствует) и других деятелей ислама. Гайсина подчеркнула, что вытеснение древнетюркских имен мусульманскими происходило по мере усиления влияния ислама.

Самой главной, почетной гостьей в этот день, по словам учительницы, была мать роженицы. Для первенца она приносила детское приданое, состоящее из одеяла, подушки, пеленок, и угощения. Если ребенок был не первым, то приданого могло и не быть. В некоторых селениях мать роженицы приносила и зыбку. Чаще же зыбку готовила свекровь или отец ребенка.

В продолжение занятия Саида Расуловна рассказала о том, что в течение первых сорока дней жизни ребенка его купали каждый день, чередуя теплую мыльную воду со слегка подсоленной. Необходимая температура воды определялась локтем или тыльной стороной руки купающего. От сорока дней до одного года ребенка купали один раз в два-три дня. В первые 3–4 месяца жизни ребенка пеленали. Считалось, что пеленание сохраняет тепло и предохраняет конечности ребенка от искривления. После того как ребенку исполнялось 40 дней, его клали в колыбель, а до этого времени он лежал на подушке рядом с матерью на нарах. Первую рубашку новорожденному шили из старого, так как придерживались поверья, что в таком случае ребенок одежду будет носить бережно, не снашивая. Рубашку надевали лишь в первые дни. Дольше нельзя было, иначе новорожденный мог быть плаксивым, болезненным. Затем рубашку стирали, гладили и сохраняли для следующего ребенка, «чтоб дети были дружными меж собой». Детям до шестимесячного возраста, независимо от пола, надевали распашонку. С 1-2-летнего возраста одежда мальчиков и девочек начинала различаться.

В завершении музейного занятия, Саида Расуловна отметила, что обряды, связанные с рождением ребенка, у тюркских народов во многом схожи и различаются лишь отдельными элементами. Их история насчитывает не одно столетие. Однако они настолько оказались живучими, что многие из них сохранились, пусть и в несколько модернизированном виде, до наших дней.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Яндекс.Метрика

спутник

© 2019 Национальный музей Чеченской Республики. Все права защищены.