Уроки по Joomla 3 можно найти здесь: http://joomla3x.ru/
Шаблоны Joomla 3 здесь: http://www.joomla3x.ru/joomla3-templates.html

История создания картины М. Ю. Лермонтова «Воспоминание о Кавказе»

Создано 27.11.2018

lermontova2911291827 ноября 2018 года Литературный музей М. Ю. Лермонтова (филиал Национального музея ЧР) организовал в МБОУ «Воскресеновская СОШ» лекцию для учащихся 5-х классов на тему «История создания картины М. Ю. Лермонтова «Воспоминание о Кавказе». С лекцией выступила старший научный сотрудник музея Даудова Лариса Бадрудиевна.

«Существует мнение ряда лиц о том, что, если бы Лермонтов не стал великим поэтом и писателем, он был бы неплохим художником. Почему был бы? Он и есть и поэт, и художник, занимающий достойное место в ряду профессионалов, просто до сих пор его изобразительное творчество не получило серьёзного изучения и осмысления со стороны искусствоведов. В то же время рисунки Лермонтова высоко оценило ряд художников и лермонтоведов»,— сказала Лариса Даудова.

Из столь небольшого числа сохранившихся писем и воспоминаний современников поэта можно проследить становление и развитие художественных способностей Миши Лермонтова. Рано возникший интерес внука к рисованию его бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева укрепляла, приглашая домашнего учителя. Первые уроки он получил от А. С. Солоницкого, преподававшего в Московском Благородном пансионе. В детские годы в Тарханах, как вспоминает А. П. Шан-Гирей (родственник поэта), «Мишель был мастер делать из талого снегу человеческие фигуры в колосальном виде, вообще он был счастливо одарён способностями к искусствам уже тогда (1825-1826гг.), рисовал акварелью довольно порядочно и лепил из крашеного воску целые картины». А сам юный начинающий художник пишет любимой тётушке М. А. Шан-Гирей в 1827 году: «… мой учитель говорит, что я ещё буду их рисовать с полгода; но я лучше стал рисовать… мы сами делаем театр, … и будут восковые фигуры играть (сделайте милость, пришлите мне воску)…» Об этом затем вспоминает и художник М. Е. Меликов: «Помню, что когда впервые встретился с Мишей Лермонтовым, его занимала лепка из красного воска … маленький Лермонтов составил театр из марионеток…».

«Как видим из этих извлечений из писем и воспоминаний, мальчик Лермонтов рисовал в это время довольно много, хотя дошли до нас единицы работ юного художника. Можно назвать три основные причины, которые лишили нас возможности иметь в художественном наследии поэта многие его работы. Во-первых, отдавать их в дар своим родственникам, друзьям и хорошим знакомым; во-вторых, не иметь привычки сохранять свои рисунки, а в-третьих, объективные исторические события (войны, революции и пр.), не способствующие сохранности рукописных фондов»,— отметила лектор.

Поступив в Школу юнкеров в Петербурге, Лермонтов увлёкся рисованием дружеских шаржей, карикатур, сцен из жизни и учёбы сотоварищей и изображений лошадей в разных видах. Здесь он продолжает занятия живописью и берёт уроки у художника П.А Заболотского.

Произведения М. Ю. Лермонтова–художника довольно разнообразны по жанру. Это и пейзажи, особенно кавказские, занимающие значительное место в творчестве Лермонтова-художника. Теме Кавказа посвящено много художественных работ поэта. Весь его кавказский цикл было прикован к «горным снежным вершинам», где он искал «свободы и покоя». «Синие горы Кавказа» были дороги ему не только потому, что он был обязан им яркими впечатлениями детства, но и потому, что они «приучили» поэта к «высоте», к «небу», окрыляли его воображение, его мечты. Картины Лермонтова одушевлены романтическим восприятием природы. Только Лермонтов мог так «видеть» Кавказ, тот Кавказ, который был для него «чудным миром», «где люди вольны, как орлы». На всё то, что видит живописец на земле, смотрит он «с небес, с высоты романтической мечты».

Почти все рисунки, картины М. Ю. Лермонтова автобиографичны. Например, картина «Сцена из кавказской жизни». На ней изображены два всадника, которые находятся в засаде и готовятся напасть на мирных путников. Картина «Воспоминание о Кавказе» она была создана М. Ю. Лермонтовым в 1838 году после возвращения из ссылки. Гаснущее вечернее небо, синие горы вдали, облака, два всадника-горца на переднем плане, все остальные части пейзажа — все подробности: мелкий кустарник, травка и камни – согреты, оживлены поэтическим чувством. Фигуры всадников сливаются с природой. Они неотъемлемая часть природы, гор и скал, освещённой последними лучами солнца тихой долины. И вся эта панорама красоты гор и скал видна с Терского хребта на спуске (перевал) от села Толстой-Юрта на Грозный. В 1917 году картина передана в фонды Пушкинского Дома Санкт-Петербурга.

Комментарии   

 
0 #1 Олег 10.12.2018 21:10
Перезвоните пожалуйста по телефону 8 (812) 309-40-10, Олег.
Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Яндекс.Метрика

спутник

© 2018 Национальный музей Чеченской Республики. Все права защищены.