Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

Конкурс "Во весь голос"

7ff13c9a9f4353e0537af129196d0026.jpeg

bf1a934c89e24b0fcc9ea226d704964f

Мы в Соц. сетях

 

Заказ Газели, Заказ Газели недорого, Заказ газели Москва

Беседа о Льве Николаевиче и Кавказе

29 10 2018 the times29 октября 2018 года Литературно–этнографический музей Л. Н. Толстого (филиал Национального музея ЧР) посетил московский корреспондент английской газеты «Таймс» (The Times) Том Парфитт. Цель визита журналиста в музей – сбор материала для будущей статьи о жизни писателя Льва Толстого на Кавказе. С гостем беседовал директор музея Загибов Салавди Хусайнович.

Прямо во дворе английский журналист поинтересовался историей создания музея, сказал, что читал о музее много интересных статей его коллег. В 2001 году 13 и 16 июня Ахмат-Хаджи Кадыров со своими соратниками Дуквахой Абдурахмановым, Русланом Алхановым и другимив рамках инспекционной поездки в Шелковской район посетил Литературно-этнографический музей Л. Н. Толстого в станице Старогладовской. В Книге отзывов музея есть запись, оставленная Первым Президентом Чеченской Республики, Героем РФ Ахматом–Хаджи Абдулхамидовичем Кадыровым следующего содержания: «Дорогие соотечественники. Братья и сестры. Мы не имеем права забыть историю Кавказа и Чечни. Наши отцы жили в братстве и дружбе со всеми народами и народностями и завещали нам это. Тем возродим былую дружбу со всем миром и будем жить. Я рад сегодняшнему дню, дню Л. Н. Толстого. Это еще раз обязывает нас жить, как жили наши отцы и деды».

В беседе с директором музея английский корреспондент свой профессиональный интерес журналиста проявил сполна. Летом 1851 года приезжает в отпуск с офицерской службы на Кавказе Николенька и решает разом избавить брата от душевного смятения, круто переменив его жизнь. Он берет Толстого с собою на Кавказ. Братья прибыли в станицу Старогладковскую, где Толстой впервые столкнулся с миром вольного казачества, заворожившим и покорившим его. Казачья станица, не знавшая крепостного права, жила полнокровной общинной жизнью. Л. Н. Толстой восхищался гордыми и независимыми характерами горцев и казаков, тесно сошелся с одним из них — Епишкой, страстным охотником и по-крестьянски мудрым человеком. Временами его охватывало желание бросить все и жить, как они, простой, естественной жизнью. Но какая-то преграда стояла на пути этого единения. Казакам Толстой представлялся человеком из чуждого им мира господ и относились к нему настороженно.

Главный герой повести Л. Н. Толстого «Казаки», житель станицы Старогладовской, Епишка снисходительно выслушивал рассуждения Толстого о нравственном самоусовершенствовании, видя в них господскую блажь и ненужную для простой жизни «умственность». О том, как трудно человеку цивилизации вернуться вспять, в патриархальную простоту, Толстой поведал впоследствии своим читателям в повести «Казаки», замысел которой возник и созрел именно во время его пребывания в станице Старогладовской в 1853 году.

В годы службы на Кавказе Толстой много внимания уделял сбору и пропаганде северокавказского устного народного творчества, публикации чеченского фольклора. Толстой заинтересовался песнями горцев. Он их записывал и переводил на русский язык. На Кавказе Толстой своими глазами увидел войну и людей на войне. Здесь же он узнал, как может устроиться крестьянская жизнь без крепостной зависимости от помещика. На Кавказе Толстой был потрясен красотой природы, необычностью людей, их образом жизни, бытом, привычками, песнями. С волнением слушал и записывал он казачьи и чеченские песни, смотрел на праздничные хороводы. Это было не похоже на виденное в крепостной русской деревне; увлекало и вдохновляло. Теперь известно, что Толстой стал первым собирателем чеченского фольклора.

Отношение Толстого к чеченской культуре, его дружеские чувства к чеченцам остались в благодарной памяти народа. Уже несколько поколений в Чечне читают его произведения, которые начали переводиться на чеченский язык в 30-е годы прошлого столетия. Лев Толстой не сообщает читателю никаких исторических сведений. Но, зная историю Российского государство и географическое местоположение Кавказа, мы, читатели, можем представить место, где развиваются действия. Толстой строит свой рассказ на событиях, на самом сюжете, на интересе читателя к судьбе героя. Все это свидетельствует о том, что Толстой хорошо знал Кавказ, людей, живущих здесь, прекрасную природу. Все это легло в основу его произведений о Кавказе, наиболее известными из которых являются «Казаки» и «Кавказский пленник».

Посетители музея Литературно–этнографического музея Л. Н. Толстого — особенная тема истории писателя. С 1985 года и по сей день с экспонатами музея ознакомились десятки тысяч человек со всех концов Земли. В 2000 году сюда приехал праправнук Л. Н. Толстого, бывший директор Яснополянского музея, ныне советник Президента РФ по культуре Владимир Ильич Толстой. Приехал восстанавливать прерванные войной контакты. Вспоминая об этом визите в музей, Владимир Толстой написал: «Музей и война… Всего час разделяет два полярно разных мира, олицетворением которых для меня стали именно музеи. Вернее, один музей — единственный на всю Чечню, чудом сохранившийся музей Льва Толстого" (В. И. Толстой. „Страницы из дневника“ / Вестник Ассоциации музеев России „Мир и музей“, выпуск 5, 2000). Владимир Ильич Толстой написал в Книге отзывов музея: „Я испытываю чувство глубочайшей благодарности и восхищения мужеством Х. Загибова и его семьи, в самые тяжелые и трагические времена сохранивших музей моего прапрадеда“.

Энтузиаст своего дела Хусайн Загибов еще в то время признавал, что большинство его далеко идущих планов пока только в мечтах. Одним из показателей эффективности его деятельности в сфере культуры не ограничивался числом посещений. В недавние времена, в день рождения писателя на базе музея в станице Старогладовской проходили массовые толстовские праздники, в которых участвовали не только жители Чечни и Ингушетии, но и гости из Дагестана, Осетии, Пятигорска, Ясной Поляны – со всех мест, связанных с именем Льва Николаевича Толстого.

Любой музей, существующий на Земле во все времена, должен служить не политическим и клановым интересам, а нравственному становлению личности, музей не должен делить людей на расовые, религиозные, национальные категории. Именно нравственность больше, чем любая сфера внутреннего мира человека, обеспечивает социальную устойчивость системы человека, его связи с обществом. Музей, музейное воспитание способны привить подрастающему поколению принципы, необходимые для мирного сосуществования народов, развитию культур в условиях многонациональной Чеченской Республики.

Участники беседы успели сделать акцент на все интересующие журналиста темы.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить