Уроки по Joomla 3 можно найти здесь: http://joomla3x.ru/
Шаблоны Joomla 3 здесь: http://www.joomla3x.ru/joomla3-templates.html

Лекция «Культурное строительство как фактор социокультурной модернизации региона»

Создано 29.03.2018

dQKijgw9FaE28 марта 2018 года в ГБОУ «Гимназия № 12» г. Грозный прошла лекция отдела «Новейшей истории ЧР» Национального музея ЧР. Старший научный сотрудник Эльмира Маркаева прочитала лекцию «Культурное строительство как фактор социокультурной модернизации региона». Она рассказала, как в Чечне в 1920 – 1930-ые годы наряду с демократизацией народного образования, уничтожением сословности школы закладывались идеи создания бесклассового общества, коммунистического строя, воспитания идейного человека — «активного участника всемирной коммунистической революции».

Советская политика модернизации 1920 — 1930-х гг., по словам Маркаевой, наряду с созданием этнотерриториальной автономии для чеченцев способствовала быстрому распространению у них грамотности и появлению интеллигенции.

Для организации и руководства делом народного образования в апреле 1920 г. при ревкомах Чечни и Ингушетии были созданы отделы народного образования, которые осуществляли на местах практическое руководство работой школ и культурно-просветительских учреждений.

В ноябре 1921 г. в Чечне было открыто семь советских школ. В 1923/24 учебном году в Грозном было 30 школ, в которых обучались 8807 учащихся. Это были национальные школы чтения и письма, и давали элементарные навыки грамоты и счета. Одновременно с преобразованием школьного образования в стране началась ликвидация безграмотности взрослого населения. Предусматривалось наряду с существующими обычными школами сохдание школ для обучения взрослых.

В 1921 г. в республике был открыт первый вуз – Грозненский нефтяной институт, призванный готовить высококвалифицированных специалистов – инженеров для нефтедобывающей и химической промышленности, геологии, гражданского и промышленного строительства и других отраслей народного хозяйства.

Повышению культурного уровня и политической пропаганды и агитации населения призваны были служить культурно-просветительские учреждения. В республике в 1920 1930 гг. создаются клубы, красные уголки, библиотеки, избы-читальни, музеи, радио. Большую роль в становлении профессиональной литературы сыграла периодическая печать.

Определенные успехи имелись и в киноискусстве. Первые советские фильмы и хронику массовый зритель в национальных областях края увидел еще в 1920 г.

Развитие получило и изобразительное искусство. В 19201930 гг. развивались живопись, графика, скульптура и художественная вышивка.

Шел процесс формирования культуры, свойственной тоталитарному обществу – культуры, поставленной под контроль государства, стремящегося руководить духовной жизнью общества, воспитывать его членов в духе господствующей идеологии. Как отметила Маркаева, все это не означает, что наука и культура в 1920 – 1930 гг. не знала взлетов, крупных свершений, выдающихся открытий. Происходившие в духовной сфере процессы были сложны и неоднозначны.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Яндекс.Метрика

спутник

© 2018 Национальный музей Чеченской Республики. Все права защищены.