Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

bf1a934c89e24b0fcc9ea226d704964f

Мы в Соц. сетях

 

Заказ Газели, Заказ Газели недорого, Заказ газели Москва

Музейный урок «История одного экспоната. Утюг»

sALAVDI28022018

27 марта 2018 года Литературно-этнографическим музеем Л. Н. Толстого (филиал Национального музея ЧР) в МБОУ «Старогладовская СОШ» был проведен урок на тему «История одного экспоната. Утюг». Урок для учащихся школы подготовил и провел директор музея Салавди Загибов.

Проведение аналогичных музейно-краеведческих уроков в школе ставит своей целью подготовить учащихся к восприятию и усвоению систематического предмета истории, обучить школьников ориентироваться в исторической информации, носителями которой являются предметы материальной культуры, ввести ребенка в мир истории через вещно-материальную среду, что даст возможность показать историческую динамику жизни человечества с разных сторон и, конечно же, научить детей видеть историю «вокруг себя»: в домах, которые нас окружают, и в предметах быта.

В Древней Руси люди использовали деревянный утюг – рубель (гранчак, раскатка, «валёк» — валять). В разных местностях России и названия были разные. А слово «рубель» в старинные времена обозначало «засечки», «рубежи». Тогда же родилась поговорка «не мытьём, так катаньем». Салавди Загибов рассказал учащимся, что в Литературно-этнографическом музее Л. Н. Толстого насчитывается несколько видов утюгов, более 20 экспонатов разных утюгов. В музее можно увидеть рубель и скалку. Есть и маленькие утюги различных размеров.

Гладили в России белье и «гавками» – стеклянными шарами, отрезанными донышками бутылок, железными кружками, наполненными горячей водой, инструментом, напоминающим большую сковородку, иногда – и не гладили вовсе. Первое упоминание о металлическом утюге встречается в книге записей расходов монаршей особы в 1636 году. Речь идет о некем кузнеце Иване Трофимове, которому было выдано пять алтын для покупки железного утюга в царскую палату. Первые утюги были цельнолитыми — из чугуна или бронзы, а разогревались на открытом огне. Были тяжелы, остывали быстро. Со временем цельнолитые утюги были значительно усовершенствованы: их стали делать парными – с одной общей съемной ручкой на два чугунных полотна. Пока одним полотном гладили, второе нагревалось, что делало процесс глажки непрерывным. Делали и так: внутрь утюга закладывали чугунную болванку, предварительно ее раскалив. Кузнечное дело стремилось успеть за модой: были крошечные манжетные утюжки, предназначенные для глажки мелких деталей одежды, и десятикилограммовые гиганты, какими гладили шинели и тяжелые мужские пальто.

В 18 веке производством этих полезных вещей занялись на крупных литейных заводах, в том числе и на демидовских. Выпускали утюги для шляп, кружев и даже для бильярдных столов. Утюг с горящими углями внутри появился в середине 18 века. Угли (обычно березовые) в нем помещались внутрь корпуса и закрывались крышкой, а сверху, для лучшей тяги, пристраивали трубу. Двойное дно позволяло очищать их от золы. Чтобы угли лучше грели, делали специальные отверстия по бокам. Утюгом необходимо было непрерывно размахивать, усиливая вентиляцию. Угли постоянно высыпались из воздуховодных отверстий, пачкали и прожигали одежду.

В Европе приход в прачечные такого утюга не столько облегчил работу прачкам, сколько дал возможность подзаработать мальчишкам 10–12 лет, которые подсыпали угли и раздували жар с помощью мехов. Изготавливались приборы вручную и стоили дорого, посему наличие утюга в доме считалось признаком достатка и благополучия. Часто утюг выставлялся на салфеточке рядом с самоваром, и ненавязчиво, но с гордостью демонстрировался гостям. Во второй половине 19 века многие европейские дома были оборудованы системой труб для распределения природного газа или газа карбида к различным комнатам для использования бытовых приборов. Отсюда и относительное распространение газового утюга: не пачкающего одежду и моментально нагревающегося.

Каждый уголок земли, на которой мы живем, каждая местность богаты историей, и надо только интересно рассказать о ней детям, оживить какое-то событие, повлиять на чувства детей и вызвать тем самым уважение к историческому прошлому.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить