Уроки по Joomla 3 можно найти здесь: http://joomla3x.ru/
Шаблоны Joomla 3 здесь: http://www.joomla3x.ru/joomla3-templates.html

История бурки

Создано 19.01.2018

sALAVDI1901201817 января 2018 года Литературно-этнографический музей Л. Н. Толстого в станице Старогладовской Шелковского района, филиал Национального музея ЧР, провел урок в МБОУ «Старогладовская СОШ». Темой урока сотрудницы музея Саиды Гайсины стала «История одного экспоната. Бурка».

«Бурки были очень популярны среди горцев, казаков и других народов Кавказа, чьим основным занятием, как известно, была военная деятельность, требовавшая удобного костюма. Бурки приобретались у местных изготовителей. Она была простой и удобной, изумительно приспособленной к горным условиям одеждой, неприхотливой и практичной в носке. Это сделало ее любимой одеждой пастуха и казака, абрека и князя, независимо от богатства, национальной принадлежности и вероисповедания. Неизвестно, кому принадлежит пальма первенства в изготовлении бурок, история об этом умалчивает. Богатые и бедные независимо от веры и национальности, джигиты и казаки заказывали бурки и покупали их. В те времена бурки были двух видов: с рукавами и без, кроме того, для пеших походов они были короткие, а для всадника – длинные, полностью защищали от непогоды не только наездника, но и лошадь, эффективно сохраняя тепло обоих и делая путешествие более комфортным. При необходимости длинные полы давали возможность прикрыть глаза лошади, если нужно было на ней перейти реку или перепрыгнуть через обрыв. Во время Первой мировой войны для лучшего сохранения формы и обеспечения надежной защиты в бою, в плечи бурки вкладывали деревянные подложки. Строгость костюма выявляла и стройность фигуры, естественность и свободу движений человека, подчёркивала его мужественность, изящество и ловкость» — рассказала сотрудница музея учащимся.

С бурками связано множество легенд и преданий. И еще больше обычных житейских историй. Как без бурки похитить невесту, защититься от колющего удара кинжала или рубящего замаха сабли? На бурке, как на щите, выносили павшего или раненого с поля боя. Широким «подолом» укрывали и себя, и лошадь от знойного горного солнца и промозглого дождя в длительных походах. Укутавшись буркой и надвинув на голову лохматую овечью папаху, можно спать прямо под дождем на склоне горы или в открытом поле: внутрь вода не попадет. В период войн солдаты «лечились буркой»: накрывали себя и лошадь теплой «шубой», а то и двумя, и пускали боевого друга в галоп. Через несколько километров такой скачки всадник пропаривался, как в бане.

«Чтобы бурка не пропускала воду, ее кипятили полдня на медленном огне в специальных котлах, добавив в воду железный купорос. Затем обрабатывали казеиновым клеем так, чтобы на шерсти образовались «сосульки»: по ним-то в дождь и будет стекать вода. Для этого смоченную в клее бурку несколько человек держат над водой вниз «головой». И последние штрихи — верхние края бурки сшивают, образуя плечи, и подшивают подкладку, чтобы не изнашивалась быстро. Славились бурки, изготовленные чеченцами, андийцами, адыгами и кабардинцами» — отметила Гайсина в завершении урока.

Роль и значение музейно-краеведческих уроков очень велика. Они дают возможность учащимся познакомиться с историко-краеведческими объектами в их естественных условиях. В педагогическом отношении экскурсия очень продуктивна, так как предметна и конкретна. На экскурсии сотрудник музея имеет возможность события прошлого непосредственно связать с конкретными историческими экспонатами — немыми свидетелями тех событий, что помогает учащимся создать более верные представления о далеком прошлом. Также экскурсия помогает школьникам стать своего рода современниками исторических событий прошлого и вызывает у них повышенный интерес.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Яндекс.Метрика

спутник

© 2018 Национальный музей Чеченской Республики. Все права защищены.