Уроки по Joomla 3 можно найти здесь: http://joomla3x.ru/
Шаблоны Joomla 3 здесь: http://www.joomla3x.ru/joomla3-templates.html

Диалоги о прошлом

Создано 17.01.2018

salavdi1601201816 января 2018 года Литературно-этнографический музей Л. Н. Толстого в станице Старогладовской Шелковского района, филиал Национального музея ЧР, посетил гость из Петербурга. Директор музея Салавди Загибов провел для посетителя экскурсию, рассказал об историческом прошлом народов Кавказа и пребывании Л. Н. Толстого в станице Старогладовской.

Рассказывая о прошлом местных казаков, Загибов отметил, что Сунжа и Терек являлись зоной этнического смешивания из-за почти непрекращавшихся миграционных потоков. Противопоставление на своих и чужих в то же время шло по религиозной принадлежности, ввиду того, что казаки Терека и Сунжи были в большинстве своем убежденными старообрядцами. По замечанию Л. Н. Толстого, казаки смотрели на приезжих с презрением и называли их с пренебрежением «шаповалами» и другими иронизирующими прозвищами. Лев Толстой писал: «Молодец-казак щеголяет знанием татарского языка и, разгулявшись, даже со своим братом говорит по-татарски» (русские в те времена почти все языки Кавказа объединяли словом «татарский»). В то же время удавалось не терять самобытность, свой язык. Тот же Лев Николаевич говорил, что казаки, живя долгое время на Кавказе, несмотря на удаленность от России, «удержали и там во всей прежней чистоте русский язык и старую веру».

Станица Старогладовская была поделена на две части — православную и старообрядческую. Основатель Литературно-этнографического музея Л. Н. Толстого Иван Кириллович Радченко оставил в рукописной книге «История станицы Старогладовской» запись, подтверждающую, что православным старообрядцы не давали в жаркий летний день напиться воды из колодца, а если подобное происходило, то посуда, из которой пил православный, выбрасывалась. Объяснялось это соблюдением гигиены…

Говоря о пребывании Толстого в станице Старогладовской, Загибов отметил, что на Кавказе Толстой был потрясен красотой природы, необычностью людей, их образом жизни, бытом, привычками, песнями. С волнением слушал и записывал он казачьи и чеченские песни, смотрел на праздничные хороводы. Это было не похоже на виденное в крепостной русской деревне, увлекало и вдохновляло. Теперь известно, что Толстой стал первым собирателем чеченского фольклора. Надо отметить, что в толстоведении довольно редко поднимают чеченскую тему, возможно из-за исторически сложных отношений с Чечней. Да и сам Толстой не слишком открыто писал о своем увлечении чеченцами и тонко маскировал свое глубокое уважение к нашему народу.

Работая над «Казаками», Толстой не только по памяти восстанавливал свои кавказские впечатления и переживания, но и специально перечитывал дневники тех лет. Из дневника перешли в повесть многие образы и детали: Ванюша, любивший щеголять знанием французских слов, подарок лошади казачонку, беседы с Епишкой и охота с ним, любовь к казачке Марьяне, казачьи хороводы с песнями и стрельбой, мечты купить дом и поселиться в станице. Над «Казаками» Толстой трудился с перерывами десять лет. Сразу после выхода в «Современнике» повести «Детство» он решил писать «Кавказские очерки», куда вошли бы и удивительные рассказы Епишки об охоте, о старом житье казаков, о его похождениях в горах. Замысел не был осуществлен, может быть потому что подробный и очень интересный очерк «Охота на Кавказе» (где Епишка фигурирует под собственным именем) написал и Н. Н. Толстой.

Писатель в своем творчестве показал множество сфер бытия, в которых протекает жизнь человека и, по мнению классика, каждый человек живет во множестве этих миров, так проявляются связи отдельной личности с другими людьми, в семье, обществе.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Яндекс.Метрика

спутник

© 2018 Национальный музей Чеченской Республики. Все права защищены.