Уроки по Joomla 3 можно найти здесь: http://joomla3x.ru/
Шаблоны Joomla 3 здесь: http://www.joomla3x.ru/joomla3-templates.html

Лекция «Проблемы становления и развития чеченского языка в ЧАО»

Создано 13.10.2017

madina1310201713 октября 2017 года старший научный сотрудник отдела «Культуры и этнографии народа ЧР» Национального музея ЧР Маймонт Сатыбаева провела лекцию для студентов 2 курса Чеченского государственного педагогического университета на тему «Проблемы становления и развития чеченского языка в Чеченской автономной области». Студенты узнали от Лектора историю чеченского языка, его становления, возникновения и распространения письменности в чеченском обществе, имена филологов, внесших огромный вклад в развитие чеченского языка. Историю научного кавказоведения, по словам Сатыбаевой, справедливо связывают прежде всего с именем Петра Услара— русского военного инженера (генерал-майор), лингвиста и этнографа. Своими трудами по изучению чеченского языка и распространению грамотности среди чеченцев он объективно внес вклад в становление современной чеченской нации. Подлинное научное изучение чеченского языка начинается с труда П. Услара «Чеченский язык». Им же был составлен и чеченский алфавит на основе русской графики, а также собраны, приведенные в упомянутом труде, образцы чеченских сказок, преданий и пословиц. В 1862 г. Усларом была открыта первая школа для чеченцев в крепости Грозной, где 25 детей обучались чтению и письму на чеченском языке.

В ноябре 1922 г. из Горской АССР выделилась Чеченская автономная область, которая просуществовала до 1934 г. Как отметила сотрудница музея, партийные и советские органы стремились к быстрейшему созданию сети школ и проведению культурно-просветительной работы среди чеченского населения. За период с 1924 по 1932 г. в ликпунктах были обучены грамоте 69.333 человека взрослого населения, в том числе 2120 женщин-чеченок. В 1927–1928 учебном году в Чечении работало 104 школы, в них обучалось 14,2% детей.

Образованное в 1929 г. научное общество в 1930 г. было преобразовано в НИИ краеведения. В Грозном работают два педтехникума, два нефтяных техникума, рабфак Ростовского института инженеров транспорта, два сельхозтехникума, медтехникум, нефтяной институт, пединститут. Выходят художественные произведения на чеченском языке писателей С. Бадуева, А. Ножаева, Ш. Айсханова, I. Дудаева, X. Ошаева, М. Мамакаева и других.

С 1930 по 1933 г. вышли учебники для начальной школы на чеченском языке на основе латинской графики: арифметика, чеченский язык, книга для чтения, природоведение; терминологический словарь А. Мациева, Исламова (1930), трехъязычный словарь А. Мациева (1932), Известия краеведческого музея (на русском языке), сборник «Устное народное творчество» (1932). За это время (с 1922 г.) Чеченским облисполкомом было выпущено до 150 документов в области образования, имеющих целью ликвидировать неграмотность, вовлечь в культурное строительство женщин, поднять уровень образования чеченцев в вузах разных городов России, открыть клубы, библиотеки, спортивные кружки, готовить специалистов всех профилей из числа чеченцев.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Яндекс.Метрика

спутник

© 2017 Национальный музей Чеченской Республики. Все права защищены.