Уроки по Joomla 3 можно найти здесь: http://joomla3x.ru/
Шаблоны Joomla 3 здесь: http://www.joomla3x.ru/joomla3-templates.html

Между историческим прошлым и сегодняшним настоящим…

Создано 07.04.2017

MoskvichimartНаходящаяся с туристическим визитом в Чеченской Республике семья из Москвы посетила Литературно-этнографический музей Л. Н. Толстого 30 марта 2017 года, уже в конце рабочего дня. Гости не скрывали того факта, что планировали посетить музей во время визита в республику, еще находясь дома в Москве, в связи с тем, что их дети участвуют в Проекте Государственного музея Л. Н. Толстого в Москве «Муравейное братство».

“Явление духовной жизни, быта, уклада, унаследованное, воспринятое от пережитых поколений, от предшественников” — так определил “наследие”. С. И. Ожегов. Вдумчивое отношение к прошлому, знание старины делают нас наиболее справедливыми к оценке настоящего. Знание и изучение культурного наследия народов современной Чеченской Республики, станиц современного Шелковского района, раскрывает перед нами богатства сегодняшней жизни, делает сознательными приемниками эстафеты трудовой и боевой славы отцов и дедов. Богатую биографию имеют станицы Шелковского района. А станица Старогладовская яркой страницей входит в историю России, потому что здесь жил и творил Л. Н. Толстой и прославился на литературном поприще за два года и семь месяцев нахождения в казачьей станице.

Литературно- этнографический музей Л. Н. Толстого играет важную роль в деле сохранение историко-культурного наследия нашего края. Музей является своеобразным перекрестком, так называемой площадкой диалога культур различных времен и народов и посредником между прошлой и будущей жизнями, её духовным и чувственным миром, проводник истинной культуры и достижений наших предшественников живших в разные времена. Музей- Л. Н. Толстого актуальное средство общения. Экспонаты музея являются прекрасным срезом той жизни, которой жили наши предки и живет сегодня наше поколение.

Экскурсия для москвичей по музею проводилась с опорой на экспонаты того или иного раздела и фактами пребывания молодого Л. Н. Толстого на Кавказе, его дружбе его с горами и казаками и начале писательской деятельности и отношении к войне вообще. В нашей экскурсионной работе с посетителями весьма эффективен вопросно-ответный метод. Поскольку всякая экскурсия представляет собой специфический вид общения, она предполагает постоянный, открытый диалог. Наши гости располагали ограниченным количеством времени. Сведения, которые мы им сообщали им во время обзорной экскурсии, носили ин-формационный характер и кратко знакомили с историей и содержанием музейного собрания, основными разделами музейной экспозиции и отдельными выдающимися экспонатами.

Вначале жизнь на Кавказе произвела на Толстого не совсем приятное впечатление. Не нравилась ему станица Старогладковская, не нравилась и квартира без необходимых удобств. Он писал Т. А. Ергольской: «Я ожидал, что край этот красив, а оказалось, что вовсе нет. Так как станица расположена в низине, то нет дальних видов». Толстой не нашел на Кавказе того, что ожидал встретить, начитавшись романтических повестей Марлинского. Жизнь на Кавказе среди простых людей и богатой природы оказала благотворное влияние на Толстого. То, что произошло на Кавказе с героем повести Олениным, можно отнести в какой-то степени к самому Толстому. Он чувствует себя свежим, бодрым, счастливым и удивляется, как мог он так праздно и бесцельно жить раньше. Только теперь Толстому стало ясно, что такое счастье. Счастье — это быть близким к природе, жить для других, решает он. Толстой настолько полюбил быт и свободную жизнь казаков, их близость к природе, что даже серьезно думал, так же как и его герой Оленин, «приписаться в казаки, купить избу, скотину, жениться на казачке…» Впоследствии Толстой скажет, что Кавказ – это война и свобода, т. е. испытание силы и достоинства человеческого характера, с одной стороны, и восхищение бытом кавказских народов, не знавших крепостного гнета,— с другой. Уехав в Дунайскую армию, к другому месту службы, он запишет в дневнике: «Я начинаю любить Кавказ, хотя посмертной, но сильной любовью. Действительно хорош этот край дикий, в котором так странно и поэтически соединяются две самые противоположные вещи – война и свобода».

Жизнь на Кавказе дала Толстому богатый материал для размышлений. «Я стал думать так, как только раз в жизни люди имеют силу думать. У меня есть мои записи того времени, и теперь, перечитывая их, я не мог понять, чтобы человек мог дойти до такой степени умственной экзальтации, до которой я дошел тогда. Это было и мучительное и хорошее время. Никогда ни прежде, ни после я не доходил до такой высоты мысли, не заглядывал туда, как в это время, продолжавшееся 2 года. И все, что я нашел тогда, навсегда останется моим убеждением»,— писал он пять лет спустя А. А. Толстой. Тема Кавказа проходит через многие произведения Льва Толстого, вплоть до самых позднейших. Последним из кавказских произведений Л. Н. Толстого является повести «Хаджи-Мурат». Что же подсказало Толстому начать работу над повестью, читаем в его дневниковой записи от 19 июля 1896 года: «Вчера иду по передвоенному черноземному пару. Пока глаз окинет – ничего кроме черной земли – ни одной зеленой травки. И вот на краю пыльной, серой дороги куст татарина (репья), три отростка: одни сломан, и белый, загрязненный цветок висит; другой сломан и забрызган грязью, черный стебель надломлен и загрязнен; третий отросток торчит вбок, тоже черный от пыли, по все еще жив и в серединке краснеется.– Напомнил Хаджи-Мурата. Хочется написать. Отстаивает жизнь до последнего, и один среди всего поля, хоть как-нибудь, да отстоял ее». Эта запись легла в основу пролога к повести.Брату Сергею Николаевичу в декабре 1851 г. Толстой писал из Тифлиса: «Ежели захочешь щегольнуть известиями с Кавказа, то можешь рассказывать, что второе лицо после Шамиля, некто Хаджи-Мурат, на днях передался русскому равительству. Это был первый лихач (джигит) и молодец во всей Чечне, а сделал подлость». Работая почти пятьдесят лет спустя над повестью, Толстой думал совершенно иначе. Прежде всего оттого, что отрицал войну, всякую войну, ибо люди, все люди — братья и обязаны жить в мире. Война оказывается нужной лишь двум лицам — императору Николаю Павловичу и вдохновителю «священной войны» против иноверцев имаму Шамилю. И тот и другой — жестокие, коварные, властолюбивые, безнравственные деспоты, одинаково резко осуждаемые Толстым. Писатель больше никогда не бывал на Кавказе, но любовь к этому краю он сохранил до последних дней жизни.

В 2018 год, является годом исторических и литературных юбилеев: Л. Н. Толстому исполняется 190 лет, городу Грозный 200 лет, а станице Шелковской 300 лет. Историческое прошлое России в произведениях Л. Н. Толстого отражено достаточно. Тема исторического прошлого родины всегда волновала Льва Николаевича, как писателя и философа. Им были созданы такие произведения, как «Набег», «Рубка леса», «Война и мир», «Казаки и многие другие. Все эти произведения описывают разные исторические события, разные исторические эпохи: начиная с полулегендарных событий, описанных в древнерусском памятнике «Повесть временных лет», заканчивая совсем еще свежими в памяти поэта и его современников событиями Отечественной войны 1812 года. Лев Толстой неоднократно бывал в крепости Грозная, был участником боевых действий, в результате которых и родились его пацифистские произведения.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Яндекс.Метрика

спутник

© 2017 Национальный музей Чеченской Республики. Все права защищены.