Уроки по Joomla 3 можно найти здесь: http://joomla3x.ru/
Шаблоны Joomla 3 здесь: http://www.joomla3x.ru/joomla3-templates.html

Свадебные обряды чеченцев в XIX –нач. XX вв.

Создано 21.02.2017

svadbaЗаведующая отделом «Культуры и этнографии народа ЧР» Национального музея ЧР Седа Батукаева провела 17 февраля 2017 года выездную музейную лекцию для учащихся СОШ № 60 г. Грозного. Темой урока стали свадебные обряды чеченцев. Лектор рассказала школьникам о свадебных ритуалах, придающих дню свадьбы особую торжественность и поэтичность.

             По словам С. Батукаевой, чеченцы к созданию новой семьи и своего собственного очага подходили очень серьезно. Свадьба в чеченской семье не просто праздник, радость для молодоженов и всех родственников. Но прежде всего к этому мероприятию чеченцы подходили с большой ответственностью, так как свадьба для любого чеченца — это продолжение рода.

Чеченская свадьба — это четкие и строго обозначенные по шариату и адату действия семей жениха и невесты. В день свадьбы за невестой едет молодежь и несколько стариков. Родственники невесты в праздновании свадьбы не участвуют кроме тех женщин (одной или двух), которые приезжают в машине невесты рядом с ней. Вопросы «урегулирования» со стороной невесты лежит на представителе духовенства вместе со старейшинами. К дому невесты выезжает в первую очередь делегация с муллой. Старики с обеих сторон договариваются о калыме. В настоящее время размер калыма достигает 25 — 30 тысяч рублей. Сумму устанавливают в каждом селе старейшины.

            После завершения всех церемоний, старики передают калым родственникам невесты. Мулла удостоверяется, что мужчины из семьи невесты (отец, если его нет, то братья, если же братья несовершеннолетние,— то брат отца, в любом случае — мужчина со стороны отца) не против выдать ее замуж. Когда невеста практически готова, ее ждет важная церемония. Вместе с ней в комнате остаются две женщины,— свидетельницы. Приходит мулла, который согласно всем законам Ислама и нормам Шариата, проводит церемонию. В их присутствии мулла задает девушке вопросы, далее просит ее читать за ним суры из Корана и свидетельства о решении связывания уз. Все это в соответствии с четко обозначенными требованиями Ислама.

После этого мулле остается еще одна, последняя миссия — та же самая процедура, но только с женихом. Это делается по возможности сразу же, до тех пор, пока невеста не перешагнула порог дома жениха. После этого считается, что молодые женаты.

А когда картеж подъезжает к дому жениха. Мать жениха выходит к невесте, помогает ей выйти из машины, и дает ей что-нибудь сладкое, например, конфету, затем сама тоже откусывает от этой же конфеты (чтобы жизнь была сладкой у невестки и свекрови). Некоторые мамы даже посыпают конфетами голову невестки.

Невесту приводят в дом жениха, ее заводят в женскую половину, и она в течение всего дня не имеет права садиться при мужчинах и старших женщинах. В руки невесте дают ребенка — мальчика. Чтобы мальчики рождались в семье первыми. Невеста берет мальчика на руки, ласкает ребенка, или нежно треплет его за щечку и потом дает ему подарок, обычно деньги.

Обычай «Мотт бастар» («Развязывания языка») — уходит далеко в древность. В процессе «развязывания языка» мужчины должны «поговорить» с невестой и «развязать ей язык». «Поговорить» — значит закидать ее язвительными шутками. «Развязать язык» — попросить невесту подать воды, спросить разрешение на то, чтобы выпить воду (невеста долго не отвечает, кивает головой, но в конце концов все-таки из ее уст слышится фраза, что-то вроде «приятного пития»). После получения разрешения выпить воду, мужчина осушает емкость (стакан или кружку). Возвращает ее невесте, и, вдобавок дает ей деньги.

В день свадьбы, через некоторое время после того, как невеста переступила порог нового дома, начинается «ловзар»,— танцы. Присутствующие собираются в круг, в центре которого танцует пара. Круг бывает строго поделен на две части — мужскую и женскую. В перемешанном виде в кругу не стоят. Бывает, что один из мужчин берет на себя обязанности «тамады» танцев. Он выбирает из мужской толпы парня (тот должен подчиниться и выйти в центр круга на танец).

На третий день организуется еще одно представление. Невесту с музыкой и плясками ведут к воде. Сопровождающие бросают в воду лепешки, затем расстреливают их, после этого невеста, набрав воды, возвращается домой. Это старинный обряд, который должен обезопасить молодую женщину от водяного.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Яндекс.Метрика

спутник

© 2017 Национальный музей Чеченской Республики. Все права защищены.