Уроки по Joomla 3 можно найти здесь: http://joomla3x.ru/
Шаблоны Joomla 3 здесь: http://www.joomla3x.ru/joomla3-templates.html

Этнокультурные аспекты чеченцев и терско-гребенского казачества в XVI в.

Создано 16.02.2017

kazakiВ МБОУ СОШ № 7 г. Грозного 16 февраля 2017 г. прошла музейная лекция старшего научного сотрудника отдела «Средневековой и Новой истории Чечни» Национального музея ЧР Али Садулаева. Темой урока стали этнокультурные аспекты чеченцев и терско-гребенского казачества в XVI в. Сотрудник музея рассказал школьникам о межэтнических взаимодействиях в таком многонациональном регионе, как Северный Кавказ.

            По словам А. Садулаева, начиная с середины XVI в. судьбы чеченского народа и терско-гребенского казачества тесно переплелись. Межэтнические контакты усиливались по мере активизации политики Российского государства на Северном Кавказе. 

Первые поселенцы-казаки оказались здесь по разным причинам (вследствие антифеодального протеста – бегство крестьян и другого зависимого населения на южные окраины Русского государства, переселение «служилых людей» на окраину государства и т. д.). Они поддерживали самые тесные торгово-экономические отношения со своими горскими соседями и жили независимо от «государевой отчины» – благодаря помощи и поддержке местного населения.

Появившись в XVI в. на территории Чечни, первые поселенцы стали создавать здесь казачьи общины. Открытые границы, веротерпимость, дружелюбие и гостеприимство местного населения помогли им адаптироваться к местным условиям.

 С 1567 г. начинается строительство военных городков-крепостей. Это было связано с напряженной внешнеполитической обстановкой на Кавказе. Постепенно население городков-крепостей становилось смешанным, полиэтничным. Так, в русском городке Терки, заложенном в устье реки Терек в 1588 г., было несколько слобод, в том числе Окоцкая слобода с вайнахским населением.   

Терские казаки – известные как гребенские – наладили тесные добрососедские отношения с местным населением, оказывали посильную помощь друг другу, роднились между собой. И горцы, и казаки свободно могли перемещаться – и в казачий городок, и в чеченское селение. 

Первопоселенцы-казаки, оказавшись среди горцев, быстро переняли хозяйственные занятия местного населения – рыбачили, плетя сети из конопли особого сорта, которая была широко распространена на чеченских землях; охотились, используя методы и приемы, привычные горцам во время ловли зверя.

Живя в соседстве с горцами, русские переселенцы переняли от них и породы лошадей, наиболее приспособленные к местным условиям. Русские переселенцы заимствовали у горских народов не только местные породы скота, но и способы его содержания. Казаки нередко отгоняли свой скот на летние пастбища, часто нанимая для этого пастухов-ногайцев. Существовали и другие формы выпаса скота. За скотом ухаживали мужчины, женщины, дети. Скотоводческое хозяйство давало казакам, как и горцам, необходимые для жизни продукты, утварь, одежду.

В станицах можно было наблюдать смешанное строительство жилищ: русские бревенчатые избы – и горские сакли в одном дворе. Горское влияние ощущалось и в интерьере. Домашняя обстановка в русской избе отражала влияние горцев. На стенах, украшенных чеченскими истангами – традиционными войлочными коврами – висело оружие: кинжалы, шашки, разное другое оружие кавказского горца.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Яндекс.Метрика

спутник

© 2017 Национальный музей Чеченской Республики. Все права защищены.